90 дней. Будут обсуждать слияние GM, Renault и Nissan
Состоится ли альянс General Motors, Renault и Nissan и каким он будет, станет известно через три месяца — такое решение приняли в пятницу руководители компаний Рик Вагонер и Карлос Гон.
General Motors — крупнейший автопроизводитель в мире. В 2005 г. продала 9,17 млн автомобилей, выручка — $192,6 млрд, чистый убыток — $10,6 млрд. Renault в 2005 г. продала 2,5 млн автомобилей, выручка — 41,34 млрд евро, чистый доход — 3,37 млрд евро. Nissan в 2005 г. продал 3,5 млн автомобилей. Выручка за 2005 г. — $80,2 млрд, чистая прибыль — $4,8 млрд. Renault владеет 44,4% акций Nissan, Nissan — 15% акций Renault.
Создать альянс GM, Renault и Nissan в июне предложил крупнейший частный акционер GM Кирк Керкорян. Советы директоров трех компаний согласились начать переговоры о возможном объединении. А в пятницу его обсуждали гендиректор GM Рик Вагонер и руководитель Renault и Nissan Карлос Гон. “У нас состоялся хороший разговор, мы планируем совместную работу наших команд с целью рассмотреть варианты сотрудничества”, — говорится в их совместном заявлении, выпущенном после встречи. В нем сказано, что анализ потенциальных выгод тройного альянса займет около 90 дней. Стороны уверяют, что хотят принять решение как можно скорее. А Гон добавил, что хочет завершить переговоры до конца года.
Если альянс состоится, это в корне изменит расстановку сил в автомобильной индустрии — вместе компании контролируют около 24% мирового автомобильного рынка, а их совокупный годовой доход составляет $327 млрд. Компании могли бы использовать мощности друг друга, а также сократить количество рабочих мест и расходы. Такое сотрудничество оказало бы серьезное давление на конкурентов, в частности на американского автопроизводителя номер два — Ford Motor, который и так испытывает трудности на своих американских предприятиях.
В результате слияния американская GM может частично попасть под контроль французской Renault и японского Nissan. Карлос Гон в интервью The Wall Street Journal заявил, что альянс будет эффективным, если предусмотрит перекрестное участие компаний в акционерном капитале. Эта схема действует в уже существующем союзе Renault и Nissan (Renault владеет 44,4% акций Nissan, а Nissan — 15% акций Renault). Что касается разговоров о том, что Гон в случае заключения альянса станет гендиректором GM, то он заявил, что его не интересует место руководителя американского предприятия. И в любом случае компании сохранят индивидуальность. (Использованы материалы WSJ.)
Надежда Караваева
Ведомости 17.07.2006, №129 (1656)
*