Чуда не произошло. Россия все-таки не смогла во время саммита «большой восьмерки» договориться с США о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО). Долгожданное вступление опять откладывается — теперь минимум на три месяца.

«Переговоры не остановились, они будут продолжаться, но нам не удалось достичь того результата, на который мы рассчитывали», — заявил «Времени новостей» глава российской переговорной делегации Максим Медведков. Впрочем, теперь Соединенные Штаты уже не единственная страна, с которой России надо договариваться по условиям присоединения к ВТО. Как стало известно в пятницу, свою подпись под протоколом о завершении переговоров отзывает Грузия.

Невозможность договориться с США оказалась неожиданностью для российской стороны. Еще в прошлый четверг министр финансов Алексей Кудрин уверенно прогнозировал, что переговоры будут завершены в эти выходные. И для такого оптимизма были все основания. Тогда казалось, что удалось разрешить самый сложный вопрос на переговорах — о доступе иностранцев на российский рынок финансовых услуг. Россия согласилась открыть свой рынок для прямых филиалов иностранных страховых компаний, при этом сохранив запрет для банков. Но неожиданно победную поступь России остановил вопрос, который хотя и входил в список нерешенных, но принципиальным не считался. Как рассказал журналистам министр экономического развития и торговли Герман Греф, переговоры застопорились из-за ветеринарных сертификатов на мясо.

Выяснилось, что Вашингтон потребовал выдавать ветсертификаты на поставки свинины и говядины без проверки российской стороной «чужой» системы ветеринарного контроля. Цена вопроса, по словам г-на Грефа, составляет десятки миллионов долларов. По его словам, Россия имеет право на проведение аудита по качеству соблюдения ветслужбой США контроля за продукцией. «Нам предлагалось выдать сертификат без такого аудита, — объяснил Герман Греф. — Мы решили, что не можем пойти на это. Работа уже началась, российские специалисты выехали в США, чтобы убедиться, что их методики при заморозке свинины соответствуют международным нормам. Эта работа может быть завершена через три месяца. Три месяца не являются критичным сроком, но мы должны обязательно провести все процедуры, которые гарантируют поставки качественной продукции в Россию. Есть еще несколько вопросов, которые мы не смогли согласовать. Но это технические вопросы. Другие, такие как интеллектуальная собственность, сняты с повестки дня. Нам нужно две-три недели, чтобы все окончательно отшлифовать с аудитом, и к концу октября соглашение может быть подписано».

«С нами сложно вести переговоры, — признал президент США Джордж Буш. — Но я считаю, что мы справедливо ведем переговоры. Мы хотим достичь такого соглашения, которое было бы принято конгрессом США, мы хотим вступления России в ВТО, соглашение было почти достигнуто». Президент Путин в свою очередь пообещал, что Россия продолжит переговоры, «отстаивая при этом свои конкретные национальные интересы».

В целом все российские ньюсмейкеры сочли своим долгом продемонстрировать, что ничего непоправимого не произошло. По мнению г-на Грефа, Россия сможет закончить переговоры с США в октябре этого года и вступить в ВТО в марте следующего. Эти даты, по его словам, стоят в контрольном списке президентов. «Я бы не стал употреблять термин «срыв переговоров», — сказал министр иностранных дел Сергей Лавров. — Мы не раз попадали в ситуации, когда американские партнеры не готовы принять окончательное решение».

Но теперь к США добавилась еще и Грузия. В пятницу глава МИД Грузии Гела Бежуашвили и министр экономического развития Ираклий Чоговадзе объявили, что Грузия отзывает свою подпись под давно заключенным протоколом о завершении переговоров с Россией по ее вступлению в ВТО. «Пока не будут решены все животрепещущие вопросы, которые касаются дискриминационного таможенного режима, который, к сожалению, использует российская сторона в отношении грузинского экспорта, Грузия на данном этапе не поддержит вступление России в ВТО», — заявил г-н Бежуашвили. Речь явно идет о запрете на ввоз в Россию грузинского вина и минеральной воды. Впрочем, ранее Грузия уже угрожала отозвать свою подпись из-за нелегальных с ее точки зрения пунктов пропуска в Абхазии и Южной Осетии.

«Это не политическая проблема, а экономическая, которая связана с условиями ВТО. Государство, которое хочет стать членом джентльменского клуба, должно соблюдать правила игры», — заявил г-н Чоговадзе. Впрочем, сам Тбилиси эти правила и создает. За всю историю ВТО не было ни одного случая, чтобы страна отказалась от ранее достигнутых договоренностей. В Минэкономразвития пока изучают этот вопрос. По словам г-на Медведкова, они не уверены, вправе ли Грузия отозвать свою подпись.

Российская сторона не скрывает, что не понимает своих грузинских коллег. По словам г-на Грефа, если Грузия хочет иметь прозрачные торговые отношения, она должна максимально стараться приблизить момент вступления России в ВТО. «Отзывая подпись, они сами себе противоречат»,— заявил он. Впрочем, помощник президента Сергей Приходько высказался гораздо более жестко. По его словам, это демонстрация поговорки «хочу даю слово, хочу беру его назад». Отвечая на вопрос журналистов, планируют ли российский и американский президенты обсуждать российско-грузинские отношения во время неформального ужина, г-н Приходько сказал: «Если господин Буш не попросит грузинского вина, то вряд ли». Г-н Медведков отметил: «Если их требования подпадают под правила ВТО, то мы готовы их обсуждать, если нет и это чистая политика, то вести переговоры имеет очень мало смысла».

Несмотря на всю эту ситуацию, участники саммита решили продемонстрировать свой оптимизм. В итоговом документе, принятом в рамках рабочей встречи лидеров «восьмерки», сказано, что президенты стран «большой восьмерки» приветствуют «прогресс, достигнутый на переговорах по присоединению России к ВТО» и выступают «за скорейшее вступление России в ВТО в соответствии с правилами, распространяющимися на всех членов организации».

Вера СИТНИНА

Время новостей N°124 от 17 июля 2006

*