Санкт-Петербург становится столицей мира. Правда, только до понедельника, когда завершится открывающийся в воскресенье саммит «большой восьмерки» (G8). Северная столица ждет многочисленные делегации во главе с лидерами Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии. И это только первая часть международного политического десанта. В Питер едут также первые лица Бразилии, Индии, Китая, Казахстана, Мексики, ЮАР, председатель Еврокомиссии, генеральный секретарь ЮНЕСКО. В закрытый неформальный клуб главных мировых игроков они не входят, но не использовать такую возможность пообщаться с ними не могут. Так что в эти выходные в Петербурге будет вершиться история.

Противники проведения саммита G8 в нашей стране до последнего пытались помешать его открытию. Волны критики в адрес России, как «недостойной» и столь высокой чести, и вообще присутствия в составе G8, по мере приближения к саммиту доросли почти до девятого вала. А началось все еще в прошлом году, когда перед саммитом в шотландском Глениглсе группа американских конгрессменов потребовала исключить Россию из «восьмерки» за отход от демократии и принципов свободной рыночной экономики. Того же и с теми же аргументами хором требовали отечественные оппоненты политики Владимира Путина. Не получилось.

Единственным результатом, которого достигли политические силы, не желающие усиления позиций России на мировой шахматной доске, стало именно усиление и ужесточение аргументации Кремля в отстаивании правоты своей внешней и внутренней политики.

По словам одного из высокопоставленных сотрудников администрации президента, то, что накануне саммита волна критики стала совсем жесткой, — неплохо. Оппоненты ведут себя агрессивно и заставляют нас в ответ действовать так же. Мы могли бы сказать — «подождите, мы совсем другие, мы хорошие и мы сейчас это докажем», но выбрали другую тактику — мы уверены в своей позиции и готовы открыто и жестко ее отстаивать.

Об обсуждении приоритетной для Москвы темы энергобезопасности коллеги Владимира Путина поначалу и слышать не хотели. Их переубедили, хотя после январского кризиса с поставками газа в Европу через территорию Украины и вплоть до последних дней западные политики не прекращают обвинять Россию в «энергетическом шантаже» соседей. В ответ Кремль раз за разом повторял: мы являемся и будем являться самым надежным поставщиком углеводорода на мировой рынок, но хотим, чтобы в этой сфере мировой экономики были установлены единые рыночные и учитывающие интересы всех участников правила. Мы не хотим навязывать свои условия, мы просто говорим, что полностью обеспечить энергобезопасность возможно только тогда, когда интересы всех участников рынка будут настолько переплетены, что в конечном итоге станут равными. В итоге с такой логикой согласились все, хотя нет сомнений, что переговоры на эту тему будут идти очень тяжело — ведь неизбежно будут затронуты интересы транснациональных энергетических компаний.

Еще две главные темы питерского саммита — образование и борьба с инфекциями — на фоне энергетических споров все время оставались в тени. Тем не менее в Кремле посчитали, что они важны не меньше, чем правила нефтегазовой игры. Как сделать так, чтобы профессионал мог быть признан в любой точке мира, а образовательные системы разных стран были едиными? Ответ на этот вопрос, более чем актуальный для стремительно объединяющейся современной цивилизации, также попытаются найти в Санкт-Петербурге. Объединить мир для борьбы с инфекциями — еще одна российская идея. Поставлена задача — выработать единые стандарты, вместо того чтобы бороться точечно где со СПИДом, а где — с полиомиелитом. Для России вопрос тем более актуален, ведь именно через нашу территорию лежит путь из Азии в Европу для многих смертоносных инфекций, в том числе так напугавшего мир «птичьего гриппа». Да и рядовые граждане стран «восьмерки» считают эту тему более чем актуальной. По данным социологических опросов, проведенных накануне саммита, они ставят ее на второе по важности место после борьбы с терроризмом.

Одной из основных задач при подготовке петербургской встречи было показать, что Россия открыта миру. Поэтому все последние месяцы в Москве почти непрерывно проходили мини-саммиты: религиозных и профсоюзных лидеров «восьмерки», министров иностранных дел, прокуроров и неправительственных организаций. На все эти встречи неизменно приходил российский президент, принимал рекомендации и выслушивал критику, чтобы использовать при подготовке итоговых документов саммита самые разные точки зрения. По совету привлеченного к подготовке саммита американского пиар-агентства «Кетчум» президент давал интервью буквально залпами, министр энергетики смягчал тон своих писем в Еврокомиссию, а иностранных журналистов закармливали брифингами обычно закрытые кремлевские чиновники. Это тоже свои плоды. Как утверждают в Кремле, если вы посмотрите сейчас материалы западной прессы, то одни и те же издания стали более сбалансированными. Они размещают одну негативную информацию по поводу России и одну позитивную. Еще 2-3 месяца назад информация была в основном отрицательной.

Накануне встречи в Санкт-Петербурге английская «Файнэншл таймс» опубликовала статью, в которой, в частности, говорится: «Если участники встречи «большой восьмерки» хотят, чтобы она была продуктивной, то «восьмерка» должна признать рост значения России в мировой экономике. Если они хотят, чтобы она стала конструктивной, то «восьмерка» должна сконцентрироваться на создании среды для совместной работы государственных структур с участниками рынка, а также четко сориентироваться на разработку последовательного свода общих принципов и правил. Если они хотят, чтобы она стала успешной, то «восьмерка» должна быть направлена на благо и России, и всего мира».

Можно сколько угодно и за что угодно критиковать нашу страну, но обустраивать планету для лучшей жизни нам все равно придется сообща. Одной лишь критикой не исправишь ситуацию ни в России, ни где бы то ни было. Поэтому сверхзадача саммита — доказать, что мировые державы, при всех своих политических и экономических противоречиях, способны договориться по важнейшим вопросам мировой повестки дня. Подождем до понедельника.

Расписание саммита

14 июля пройдет предшествующая саммиту двусторонняя встреча Владимира Путина и Джорджа Буша.

15 июля вечером Владимир Путин пригласил всех своих гостей на обед в Петродворец.

16 июля утром участники «восьмерки» соберутся в павильоне переговоров, ровно в 10 часов откроется первое рабочее заседание. На работу и с работы лидеры будут ездить сами на небольших электромобилях. Чудо-машины были закуплены специально к саммиту, чтобы президенты и премьеры могли добираться на них от своих коттеджей в Константиновский дворец и обратно.

Просовещавшись всего полтора часа, лидеры отправятся на встречу с «юношеской восьмеркой». Восемь подростков из восьми стран представят им взгляд молодых на то, как надо решать основные вопросы взрослой повестки дня. Правда, времени на общение с сильными мира у молодежи будет немного — всего полчаса.

Совещаться лидеры «восьмерки» чаще всего будут за накрытыми столами. В 12.00 — рабочий завтрак, в 16.00 — рабочее заседание, в 19.30 — рабочий обед. В перерыве между заседанием и обедом «восьмерка» успеет сделать традиционную фотографию на память — это уже часть церемониала. Наконец, последняя рабочая сессия воскресенья пройдет за чашкой чая. В 21.00 лидеры с супругами соберутся на чаепитие прямо на улице перед Константиновским дворцом.

17 июля. Второй рабочий день «восьмерки» пройдет уже по облегченному расписанию — рабочее заседание (с 10 до 12) и рабочий завтрак. Зато к президентам и премьерам G8 присоединятся гости саммита, в частности Жозе Мануэл Баррозу. Все вместе они еще раз сфотографируются на память и наверняка поздравят канцлера Германии Ангелу Меркель, у которой в понедельник день рождения. Закончится «восьмерка» пресс-конференциями всех ее участников, первым на вопросы журналистов ответит хозяин саммита — Владимир Путин.

• Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Георгий ИЛЬИЧЕВ, Виктория СОКОЛОВА

14.07.2006 09:19

Финансовые известия

***