В Италии эксгумированы останки знаменитого певца-кастрата Фаринелли
В Италии эксгумированы остатки знаменитого певца-кастрата Фаринелли, жившего в XVIII веке. Ученые собираются изучить скелет певца, измерить окружность грудной клетки, чтобы выявить физиологические особенности, определившие его великолепный голос. Также ученые изучат череп певца, кости и возьмут пробы для проведения анализа ДНК.
Эксгумация прошла на кладбища в Болонье на севере страны, где певец умер в 1782 году. Фаринелли, настоящее имя которого было Карло Броски, получил европейскую известность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1805 году, дебютировал в качестве певца в Риме, затем пел в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне и Париже.
Прибыв в Мадрид, Фаринелли стал фаворитом короля Филиппа V, он принимал активное участие в политической жизни Испании. При Фердинанде VI Фаринелли получил статус министра. Вернулся в Италию в 1759 году и остаток жизни провел в Болонье.
Над анализом останков великого певца будут работать ученые из итальянских университетов Болоньи, Пизы и Флоренции, а также из британского Йоркского университета, сообщает AFP. По словам экспертом, скелет находится в плохом состоянии, работа по извлечению останков была тонкой и сложной, так как певец был похоронен вместе со своей племянницей.
Искусство кастратов
Искусство кастратов (castrati или evirati) является, вероятно, самым странным феноменом в истории западной музыки. Кастраты приносили самые большие кассовые сборы театрам и музыкальным залам, а Лондон был тем местом, где у них появлялись самые верные фанаты. Гендель, как величайший композитор Лондона, писал для них лучшие из своих произведений.
Евнухи были неотъемлемой чертой исламского мира задолго до того, как они появились в Италии XVII века, которая стала единственной западной страной, где широко применялась кастрация: операция считалась незаконной, но родители мальчиков ссылались на несчастные случаи при встрече с дикими кабанами, чтобы избежать уголовного преследования.
По имеющимся данным, под нож ежегодно отправляли четыре тысячи мальчиков предпубертатного возраста. Из них на успешную карьеру могла надеяться только половина, однако возможность грести деньги лопатой и простота первого шага — надрез канатика, который идет от яичек, — казались слишком соблазнительными и заставляли закрывать глаза на риск.
У гормонального дисбаланса было множество деформирующих последствий. Кастраты жили необычайно долго и были крайне высокими. У них вырастала густая шевелюра на макушке, но не было волос на теле и ногах, а походка становилась неуклюжей, словно подпрыгивающей. Главным было то, что у них не утолщались голосовые связки и не «ломался» голос. А в районе грудной клетки грудь выдавалась вперед.
Все эти физиологические особенности давали кастратам возможность особым образом контролировать громкость звука и дыхание. Композиторы того времени создавали виртуозные оперы в расчете на это. Но, прежде всего, зрителей захватывала яркая меланхоличная красота вокального тембра.
Женщины сходили с ума по кастратам, и, как свидетельствуют лондонские дневники того времени, романтическая связь с одним из этих экзотических созданий считалась заманчивым приключением, чему способствовало и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности (эти бесплодные мужчины все же были способны на эрекцию и оргазм). У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину.
Закат искусства кастратов пришелся на начало XIX века. Постепенно они вышли из моды, а романтическим спросом стали пользоваться полнокровные тенора. Сегодня музыку, написанную для кастратов, исполняют меццо-сопрано или альты.
*