Всего через шесть лет каждый второй новый автомобиль, проданный в России, будет иномаркой, предупреждают специалисты «Северсталь-Авто». Эксперты считают этот прогноз излишне пессимистичным, но признают, что отечественный автопром продолжит сдавать позиции. Впрочем, автоконцерны не слишком переживают: они уверены, что сокращение доли рынка компенсируется ростом цен.

По данным Ernst & Young, в 2003 г. Россия заняла 13-е место в мире по выпуску легковых автомобилей — 1,09 млн. В общем объеме продаж в 2003 г. на долю иномарок российской сборки пришлось 3,4% (в 2002 г. — 0,7% ); продажи новых иномарок составили 12,3% (6,9% ); подержанных — 24,4% ; а на долю российских автопроизводителей в 2003 г. пришлось 59,9% (63,1% ).

Недавно «Северсталь-Авто» провела исследование рынка автомобилей, по результатам которого спрогнозировала его развитие до 2010 г. О его выводах вчера рассказал на конференции, организованной Институтом Адама Смита, гендиректор холдинга Вадим Швецов.

Оказывается, через два года рост производства «родных» автомобилей прекратится, и с 2006 г. начнется спад, в результате которого в 2010 г. их будет производиться меньше, чем сейчас, — 956 000 против 1,01 млн в 2003 г.

Директор по маркетингу «Северсталь-Авто» Василий Бойцов объясняет это реакцией населения на неизбежный, по его мнению, рост цен на отечественные автомобили: когда они приблизятся к дешевым иномаркам, покупатели предпочтут купить иномарку — взять кредит или просто накопить денег.

От этого выиграют в основном иностранные автопроизводители, у которых уже есть или скоро появятся сборочные производства в России. Их производство будет расти едва ли не в геометрической прогрессии и к 2010 г. вырастет в 15 раз — до 785 000 с 52 000 в 2003 г. , прогнозируют в «Северсталь-Авто». Бойцов уточнил, что такая огромная цифра получена с учетом создания в России сборочных производств Volkswagen, Toyota, Mitsubishi и др. Представителю «Автофрамоса» Ванессе Леви цифра 785 000 кажется очень большой, тем более что опыт работы ее компании в России показывает, что для реализации проектов зачастую нужно больше времени, чем кажется поначалу.

Представители других автоконцернов — как иностранных, так и российских — согласны, что продажи иномарок в России в ближайшие годы сильно вырастут. По прогнозу Ford Motor Company, к 2006 г. объем продаж новых иномарок в России увеличится с 196 000 в 2003 г. до 443 000, из которых большая часть придется на иномарки местной сборки, говорит PR-менеджер компании Оксана Хартонюк. С ней соглашается менеджер по маркетингу «GM-АвтоВАЗ» Дмитрий Попов.

Но сокращение производства не уменьшит доходов автопроизводителей — они компенсируют его за счет более высоких цен. «Северсталь-Авто» полагает, что совокупный оборот российских автоконцернов в 2004 — 2010 гг. возрастет в 1,5 раза до $8,4 млрд. Этот рост отчасти вызван повышением требований к безопасности и экологичности машин.

«У российских производителей не будет ни сил, ни раскрученного брэнда для того, чтобы противостоять иностранцам», — резюмирует Бойцов. Однако Попов из «GM-АвтоВАЗ» полагает, что российские автопроизводители смогут сохранить свою нишу доступных по цене автомобилей. Он видит проблему российских брэндов в том, что они не пользуются доверием инвесторов. «Разработка одной принципиально новой модели стоит $1 — 3 млрд, и российским предприятиям найти эти деньги будет сложно», — объясняет он. Но если российским автоконцернам не удастся модернизировать производство и серьезно обновить свой модельный ряд, то им действительно придется сокращать производство, и в первую очередь это касается «АвтоВАЗа», предупреждает аналитик ОФГ Елена Сахнова.

Впрочем, прогнозируемый «Северсталь-Авто» темп роста производства иномарок кажется ей слишком оптимистичен — она ожидает к 2010 г. лишь 550 000 шт.

А председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников не собирается сокращать долю рынка, о чем заявил вчера в своем выступлении после презентации Швецов. В дополнение к существующим «АвтоВАЗ» собирается выпускать 220 000 «Калин» в год. По прогнозу Каданникова, доля иномарок действительно вырастет — но всего до 20% или чуть более.

Юлия Федоринова Глеб Столяров

Ведомости № 44(1084)17 марта 2004

Ведомости

*