Власти Сочи озаботились новой проблемой, неожиданно возникшей на пляжах курорта, — обеспечением безопасности отдыхающих, которых активно приглашают к экстремальным развлечениям. Перечень таких развлечений укладывается в список из двух пунктов: катание на гидроцикле и разных надувных «бананах» и «таблетках», буксируемых скоростными катерами; и полет на парашюте, также привязанном тросом к маломерному судну. Проблема в том, что численность моторной техники в прибрежной зоне выросла до неприличия, и теперь купаться и загорать на сочинских пляжах стало опасно.

На днях в мэрии даже состоялось экстренное совещание, на котором обсуждалась деятельность так называемых прокатчиков, зарабатывающих на тяге курортников к экстриму. Поводом для него послужило ЧП, недавно случившееся в Лазаревском районе Сочи. Там гидроцикл на полном ходу вылетел на берег и буквально пропахал почти 20 метров гальки. Были травмированы шесть человек, загоравших на пути гидроцикла, в том числе четверо детей. Особенно сильно пострадала пятилетняя девочка. Несколько дней она провела в реанимационном отделении больницы. К счастью, сейчас ее жизнь вне опасности, но ущерб здоровью ребенка причинен существенный.

Как сообщил начальник Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Сочи Владимир Мочалов, в результате расследования выяснилось, что инструктор, который должен был катать на этом гидроцикле отдыхающих, грубо нарушил правила: уступил место за рулем девушке, а сам сел сзади на место пассажира, откуда и управлял гидроциклом. Такой способ управления привел к тому, что на крутом вираже инструктор упал в море, а девушка, не имевшая представления о том, как водят гидроцикл, на скорости порядка 60 км в час понеслась к берегу. По словам г-на Мочалова, у лазаревских предпринимателей, открывший на пляже пункт проката гидроциклов, был целый букет нарушений: они не были зарегистрированы, не проходили инструктаж в ГИМС, у них была только лицензия, и они посчитали, что этого достаточно. Теперь именно этими прокатчиками занимается транспортная прокуратура, и предполагается, что по результатам прокурорской проверки будет возбуждено уголовное дело.

Происшествия на воде у сочинских пляжей, виновниками которых становятся владельцы прокатных маломерных судов, случаются регулярно. В прошлом году в Сочи погибли два любителя водных аттракционов, и еще двое стали инвалидами. В нынешнем году, как написала одна местная газета, «счет размочила» женщина, решившая прокатиться на «банане»: снаряд подпрыгнул на волне, несчастная ударилась о твердую резину и получила сотрясение мозга. Случай в Лазаревском был вторым. Надеяться на то, что в результате административных мер, предпринимаемых сейчас на курорте, не будет третьего ЧП, было бы наивно.

На совещании в мэрии Сочи прозвучали любопытные данные: оказывается, из всей армады катеров и гидроциклов, снующей ежедневно чуть ли не по головам купающихся в море людей, имеют полный пакет разрешительных документов, включая и эксплуатационный паспорт ГИМС, только семь судов! Остальные работают незаконно. Сколько их, не знает никто, но достаточно выйти в Сочи на берег моря, чтобы воочию убедиться, что водную гладь здесь бороздят сотни плавсредств. Они причаливают и обслуживаются (и заправляются топливом!) в технических зонах, огороженных от остальной части пляжей веревками и буйками. В этом году распоряжением мэра Сочи Виктора Колодяжного было утверждено 46 таких зон, но в реальности на пляжах курорта, протянувшихся более чем на 100 км, их нарезано минимум в пять раз больше. Впрочем, даже 46, как считает руководитель управления потребительского рынка и услуг сочинской администрации Андрей Никончук, это «неоправданно много». По его сведениям, ни один пункт проката в Лазаревском, Хостинском и Адлерском районах курорта не оформлен как объект предоставления услуг. То есть налоги платят лишь несколько прокатчиков в Центральном районе Сочи. Кстати, одна минута катания на гидроцикле стоит от 500 до 1000 руб., и машины у берега не простаивают.

«У всех, кто работает незаконно, должна быть изъята техника!» — потребовал первый заместитель главы Сочи Константин Мищенко. Но действующее российское законодательство позволяет ГИМС и другим правоохранительным органам изымать маломерное плавсредство только тогда, когда управляющий им человек пьян. Во всех остальных случаях — только штраф, да и тот через суд. Кстати, попытки приструнить особо зарвавшихся прокатчиков в суде уже несколько раз заканчивались вынесением решения, смысл которого можно изложить так: никто не может запретить гражданину купить гидроцикл, получить права на его вождение и кататься по морю самому и с пассажирами.

Тем не менее в Сочи решено провести тотальную проверку всех прокатчиков. Правда, после совещания в мэрии начальник ГИМС Владимир Мочалов посетовал на то, что в распоряжении инспекции всего два катера, один из этой пары неисправен, а весь лимит топлива, выделенный инспекции на сезон, был израсходован во время спасательных работ, проводившихся в связи с катастрофой самолета А320 «Армянских авиалиний», который 3 мая упал в Черное море недалеко от сочинского побережья.

Игорь ГЛАНИН, Сочи

Время новостей

N°123

14 июля 2006

Время новостей

***