Льготы про запас. “АвтоВАЗ” готовится к сотрудничеству с иностранными компаниями
“АвтоВАЗ” хочет делать новые модели Lada похожими на иномарки. Как стало известно “Ведомостям”, завод подал в Минэкономразвития новый вариант инвестсоглашения на работу в режиме промсборки. Если раньше “АвтоВАЗ” просил льготы на импорт всего восьми автокомпонентов, то теперь хочет беспошлинно ввозить максимально возможное количество деталей. Эксперты считают, что так “АвтоВАЗ” готовится к сотрудничеству с Renault или другим иностранным автопроизводителем.
“АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка в 2005 г. — 132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб. 64% акций завода принадлежат его “дочкам”. Управляет заводом “Рособоронэкспорт”. Постановление о промсборке позволяет компаниям, выпускающим не менее 25 000 авто в год и заключившим инвестсоглашения с Минэкономразвития, беспошлинно или с 3%-ной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. В противном случае пошлина может доходить до 20%. Через 2,5 года после подписания соглашения инвестор обязан сокращать список льготно ввозимых деталей и либо локализовать их производство, либо вернуться к обычному импорту. |
Гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов любит повторять, что делать качественный автомобиль из российских автокомпонентов невозможно. Поэтому его компания еще три года назад решила, что будет стремиться к увеличению доли импортных деталей в “УАЗах” как минимум до 50% от стоимости машин. У последней ульяновской новинки — UAZ Patriot доля иностранных компонентов уже составляет 30%.
Примеру “Северсталь-Авто”, похоже, решил последовать “АвтоВАЗ”. Как рассказали “Ведомостям” несколько чиновников правительства, автозавод внес в Минэкономразвития новый проект инвестсоглашения о работе в режиме промсборки. Впервые “АвтоВАЗ” сделал это еще осенью 2005 г., но тогда поскромничал и попросил льготы на ввоз всего на восемь деталей из 63 возможных. Зато теперь, по словам чиновников, “АвтоВАЗ” подписался на беспошлинный ввоз максимально возможного количества комплектующих, большую часть которых он в своем производстве сейчас даже не использует. Пресс-секретарь председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник подтвердил эту информацию и уточнил, что новый проект был предоставлен Минэкономразвития в начале июля. По его словам, “АвтоВАЗ” хочет прописать в соглашении максимальный перечень автокомпонентов, потому что хотел бы гибко работать с поставщиками по нынешнему модельному ряду. Кроме того, эти льготы завод намерен использовать при постановке на производство новых 12 моделей.
Чиновники рассказывают, что поначалу “АвтоВАЗ” хотел даже больших льгот. Завод предлагал внести изменения в само постановление о промсборке, разрешив российским компаниям, доля импортных автокомпонентов в производстве которых не превышает 70%, не сокращать импорт льготно ввозимых автокомпонентов в течение всего срока действия инвестсоглашения. Сейчас заводы обязаны начать отказываться от льгот через два года после подписания соглашения.
Фактически это позволило бы “АвтоВАЗу” не брать на себя обязательств по локализации. Но это предложение не нашло поддержки в Минэкономразвития.
Доля импортных комплектующих в современных Lada минимальна, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Она считает, что завод просит дополнительных льгот, поскольку готовится к сотрудничеству с иностранными автопроизводителями. Сейчас “АвтоВАЗ” ведет переговоры с Renault о создании СП и продаже ей 25% своих акций. На этом СП может выпускаться 450 000 машин в год, разработанных на базе Renault Logan. Сотрудничеством с “АвтоВАЗом” в марте интересовалась также и Peugeot Citroen. Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, рассказал “Ведомостям”, что также рассматривается вариант создания собственной платформы при сотрудничестве с инжиниринговой компанией AVL. Аналитик “Метрополя” Александр Жуков считает, что “АвтоВАЗ” решил пойти по тому же пути, что группа “ГАЗ” и “Северсталь-Авто”, и переориентируется в сторону производства машин, разработанных на базе иномарок. А без льгот “АвтоВАЗу” это было бы сделать трудно, ведь ему надо удерживать цену своих машин, соглашается Сахнова. С этой целью попросить льготы для производства UAZ Patriot намерена и “Северсталь-Авто”, рассказали в компании.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЛЬГОТ
Российским и иностранным автоконцернам, работающим в режиме промышленной сборки, возможно, и не придется самим локализовывать производство автокомпонентов. Министерство экономического развития и Минпромэнерго заканчивают согласовывать поправки в постановление о промышленной сборке, которые распространят действие льгот на самих производителей автокомпонентов. Планируется, что максимальный срок действия соглашений с ними будет составлять пять лет, но жестких условий по локализации для них не будет. Сейчас льготами режима промышленной сборки могут пользоваться только производители двигателей.
Юлия Федоринова
Ведомости
14.07.2006, №128 (1655)
*