Оружие все умнеет. Выставка в Нижнем Тагиле демонстрирует: совершенствование боевой техники сегодня прежде всего идет на уровне ее "мозгов"
Семь лет назад мало кто верил в успех оружейной экспозиции, развернутой на Урале, вдалеке от европейских перекрестков. Но сегодня даже скептики признают: международная выставка RUSSIAN EXPO ARMS-2006 превратилась в визитную карточку российской «оборонки».
Ноу-хау выставки стал комплексный показ боевой техники. На демонстрационное взаимодействие бронемашин с авиацией прежде в мире никто не отваживался. И уж тем более никто не рисковал вести «выставочную» стрельбу штатными, а не холостыми боеприпасами. Настоящий шоу-бал устроили перед зрителями танкисты. Изящные маневры тяжелых бронемашин буквально сразили ушлых специалистов, среди которых оказалось немало иностранцев. А в небе военные летчики разыгрывали настоящий воздушный бой, в котором, разумеется, победили «наши».
Позже в разговоре с корреспондентом «РГ» заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский признался, что «почти настоящую» войну на полигоне вели не суперпрофессиональные рэмбо, а обычные солдаты-срочники и их командиры.
Даже по этому штриху нетрудно было понять: современную боевую технику конструкторы начиняют такими электронными мозгами, что управлять ею способен даже слегка подученный вчерашний школьник.
Новинок в Нижнем Тагиле представлено немало. Но большинство экспонатов рассчитаны на повышенное внимание специалистов, которых в первую очередь интересуют высокие технологии. Ведь выставка наглядно демонстрирует: совершенствование боевой техники сегодня прежде всего идет на уровне ее «мозгов» — различных систем управления.
Несомненной изюминкой выставки стала боевая машина поддержки танков, не имеющая аналогов в мире. Судьба ее складывалась непросто, но, кажется, наконец сложилась. Правда, до сих пор стоит вопрос: как же ее правильно именовать? Машина обладает широкими возможностями, ее основное предназначение — поддержка на поле боя танков — вполне уживается со способностью эффективно прикрывать пехоту и даже решать самостоятельные задачи. Короче, налицо гусеничный терминатор в российском исполнении.
Главный конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Владимир Домнин в оценках своего детища не столь эмоционален. Говорит: получилась универсальная боевая машина огневой поддержки. А уж что поддерживать — пусть решают военные. Домнин и его БМПТ в эти дни оказались в центре внимания гостей России. Весьма представительная делегация из США уже сфотографировала ее со всех возможных ракурсов, а глава индийской делегации выпытывал у конструктора мельчайшие подробности создания его машины.
Еще на нижнетагильской выставке впервые показано своеобразное «одеяло» для танков, скрывающее их очертания и делающее их практически невидимыми для «технического зрения». Поразить закамуфлированный танк трудно даже снарядами с тепловой или радиолокационной системами наведения.
Несколько площадок на выставке заняла автомобильная техника высокой проходимости — от снегоболотохода «Прад-Атака» до простейшего гусеничного вездехода «ЕГОР» — мечты любого егеря, геолога, охотника и рыбака. (Начальные буквы этих профессий и дали название машине).
Сергей Птичкин, Нижний Тагил
Дата публикации 13 июля 2006 г.
***