30 марта 1943 года из Самары, тогда Куйбышева, ушел первый эшелон со стройматериалами и оборудованием для больниц, магазинов и других учреждений разрушенного Сталинграда. Прошел всего месяц после освобождения города от фашистов, рядом шла война, но полуголодный Куйбышев уже делился всем необходимым для мирной жизни с израненной Сталинградской областью, и не только с ней.

Теснимые Красной Армией оккупанты отбирали у местного населения последнее. В освобожденных районах страны не осталось скота, не было семян, сельхозинвентаря, тягловой силы. Куйбышевцы помогали, чем могли. В Сталинградскую и Воронежскую области было отправлено 900 голов крупного рогатого скота, более 3 тысяч овец, 600 голов птицы. В Смоленскую область снарядили 145 вагонов со станками, электромоторами, сварочными агрегатами и продовольствием.

Посылали и одежду. Вот как вспоминала об этом работница колхоза имени Антонова Кинельского района Аграфена Ковалева. «Пришла в село газета, а в ней статья о том, как бьются наши бойцы и что остается у людей после немцев. Наши бабы почитали, поплакали и пошли собирать вещи. Мария Кондратова первой отдала пару валенок, несколько овчин, а еще носки и варежки, которые связала для своей семьи. За ней полезли в свои сундуки другие жители села Домашки. Набрали и отправили на сборный пункт целый воз теплых вещей».

В первом эшелоне для освобожденного Сталинграда были в основном пиломатериалы, инструмент, предметы домашнего обихода. Следом пошли составы со станками, сельскохозяйственным инвентарем, домашним скотом. Позже в Сталинградскую область — пахать и сеять — выехали трудоспособные старики: трактористы, агрономы, зоотехники. Специально для этой разрушенной области в Куйбышеве было собрано 1 миллион 200 тысяч рублей. Благодарные сталинградцы прислали в ответ большое прочувствованное письмо. А чем они могли еще ответить?

*