Фестиваль авторской песни «Второй канал», проходивший с 6 по 9 июля под Серпуховом, принято называть в бардовской среде «после Грушинки в четверг». Этот слет, родившийся на фестивале имени Валерия Грушина и отпочковавшийся от него четыре года назад по идейным соображениям организаторов, – лишь одно из многочисленных мероприятий бардов, культурная жизнь которых особенно насыщена в мертвый летний сезон.

Без гитары барду никуда.

Фото: НИКОЛАЙ НИКИТИН

Когда закрываются театры, пустеют концертные залы, а артисты все как один уезжают на южные гастроли, у деятелей авторской песни наступает горячая пора: Грушинский фестиваль в Самаре, «Второй канал» в Серпухове, «Распахнутые ветра» на Селигере, «Мамакабо» в Коктебеле. Большие и маленькие фестивали, конкурсы, слеты проходят в режиме нон-стоп, так что можно все лето кочевать из города в город вслед за любимыми бардами, наслаждаться походной романтикой и встречать повсюду одних и тех же людей. Потому что бардовский мир, несмотря на кажущуюся открытость и душевность, достаточно замкнут и неохотно пускает к себе новичков. Строгая иерархия, свои знаменитости и свои аутсайдеры, деление на жанры и тусовки: барды живут по тем же законам, что и люди шоу-бизнеса. Но если о поп-звездах известно все в деталях, то мир авторской песни традиционно остается за бортом внимания СМИ.

Только что отгремел 33-й Грушинский фестиваль под Самарой (80 тысяч гостей, 14 миллионов рублей на организацию, сотни исполнителей, в том числе звездные Галина Хомчик, Вадим Егоров, Алексей Иващенко и Георгий Васильев). Грушинский – самый масштабный бардовский фестиваль в СНГ, да и во всем мире. Даже быть приглашенным на него в качестве гостя – так же почетно, как эстрадному исполнителю засветиться на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой. Грушинский – это массовая бардовская песня, когда не обязательно вслушиваться в слова, но зато можно петь хором, хлопать в такт и водить хороводы. За этот популистский характер, противоречащий скромной природе бардовской песни, многие каэспэшники недолюбливают Грушинку и стремятся создать альтернативные мероприятия для элиты АП.

За чистоту жанра, против коммерциализации и упрощения бардовской песни борются организаторы фестиваля «Второй канал», который 11 лет назад основал классик жанра Владимир Ланцберг. «Наш фестиваль пропагандирует не любую авторскую песню, а песню наиболее интеллектуальную, наиболее камерную, сложную. Наши авторы – это Евгений Агранович, Александр Дулов, Виктор Луферов, Александр Громов. Те, кто, на наш взгляд, исполняют интеллектуальную песню сейчас», – рассказал Борис Ашкинадзе, взявший на себя организационную работу после смерти Ланцберга. Среди авторов, которых никогда не пригласит «Второй канал», – он назвал Галину Хомчик и Олега Митяева, исполняющие эстрадную бардовскую песню, в которой красота исполнения преобладает над богатством содержания.

«Второй канал» хотя и зародился на Грушинском фестивале, больше напоминает антигрушинское мероприятие: намеренная камерность (всего 1300 человек гостей), отсутствие звезд первой величины, строгое жюри, жесткие правила для гостей (в лагере действуют сухой закон, исключающий употребление спиртного, закон тишины, запрещающий громко петь и разговаривать, и экологический закон, воспрещающий мусорить, а слушателям рекомендуется себя вести, как в Большом театре). Совет и жюри тщательно отбирают участников, на одной сцене выступают приглашенные барды, а на другой – лауреаты разных лет, в том числе дочь Владимира Ланцберга Евгения Ланцберг, лиричная женственная Вера Вотинцева и пронзительный автор из Рязани Ольга Чикина, чьи песни больше напоминают рок. Не каждый сможет слушать перегруженные смыслами и намеренно лишенные красивости песни «Второго канала». Поэтому на поляне перед эстрадами иногда не набирается и двадцати человек.

«Второй канал» – скорее мероприятие не для слушателей, а для начинающих авторов и исполнителей, нуждающихся в одобрении. Для них созданы все условия: можно поучаствовать в конкурсе, услышать критику жюри, поучиться у бардов в творческих мастерских, исполнить песни перед публикой и получить обратную связь, побороться за лауреатство. Удивительно, что, несмотря на строгий отбор участников и упор на интеллектуальную песню, победителями в этом году стали авторы, чьи стихи далеко не безупречны. Поэт Павел Фахретдинов не обошелся без нецензурной лексики. А Александр Конопелькин своими опусом о человеческих экскрементах и песней о сантехнике («Сантехнику любая даст охотней, чем менту») вывел из терпения зрительный зал, так что послышались крики: «Деградация! Позор! Судей на мыло!» Председателю жюри Александру Костромину пришлось оправдываться: «Вот такой у нас в этом году лауреат, зато не прячется за красивостью». Третий диплом достался неброскому женскому дуэту «Тамань», который, как и Фахретдинов только что выступал на Грушинском фестивале. Бардовский мир тесен, и никто не удивится, если эти же люди станут участниками следующих фестивалей, ближайший из которых – «Распахнутые ветра» на Селигере.

Евгения ЛАНЦБЕРГ, автор и исполнитель, лауреат «Второго канала» 1999 года, член жюри:

«Второй канал» для меня начался с отца»

«Мне выступать на «Втором канале» очень комфортно. Для меня этот фестиваль начался гораздо раньше, чем он образовался. Он начался с семьи, с поездок по фестивалям с родителями, с участия в детских конкурсах. Я стала лауреатом в 1999 году, когда фестиваль был еще на Грушинском, и с тех пор я там выступаю каждый год. Здесь собирается такая компания, очень пестрая и очень разная, которая дает стимул для развития. Для меня важно, что это дело моего отца, которое я хочу продолжить. Это, наверное, зов крови. Здесь собираются исполнители, которым дается возможность высказаться. Это отдушина для многих бардов – непонятых и неоцененных. Но не надо думать, что это сборище непризнанных гениев. Фестиваль обращен к публике, которая хочет думать и открывать для себя что-то новое.

Галина ХОМЧИК, исполнитель авторской песни:

«Грушинский фестиваль дает срез нашего общества»

«Я верный друг Грушинского фестиваля. В 87-м году я приехала сюда впервые как участник конкурса, стала лауреатом. В 88-м году приехала как почетный гость и с 89-го по нынешнее время я постоянный член большого жюри. Это тесная дружба. Мне хочется, чтобы Грушинский существовал, как можно дольше. Потому что здесь воспитывается очень хороший дух. Есть люди, которые приезжают просто потусоваться и выпить. Но я говорю совершенно о другой части людей, ради которых я сюда приезжаю: это люди, которые едут за песнями, за человеческим общением. Это планета большой всеобщей любви друг к другу. Грушинский – срез нашего общества. Все, что есть плохого и хорошего, все есть на этом фестивале. А в ближайшее время я поеду на замечательный фестиваль на озере Селигер, детский фестиваль авторской песни имени Юрия Визбора. Замечательный фестиваль, на который приезжают дети и подростки, воспитанные на песнях Визбора».

Новые Известия

***