По законам вселенского времени. В Кремль привезли уникальную коллекцию часов
Знаменитые куранты на Спасской башне Московского Кремля в течение двух недель будут соседствовать с не менее уникальными часовыми механизмами. В конце минувшей недели в Оружейной палате открылась выставка «История во времени», представляющая около 100 редких экспонатов: необычные хронометры швейцарской часовой мануфактуры Ulysse Nardin, а также коллекционные часы других известных мастеров.
Швейцарская компания, поставлявшая еще 100 лет назад морские хронометры для российского Адмиралтейства, теперь пытается удивить столичную публику высоким часовым искусством. Президент Ulysse Nardin Рольф Шнидер утверждает, что хотел представить москвичам не выставку достижений швейцарской часовой промышленности, а организовать настоящее культурное событие. «Часовое мастерство на том уровне, которого достигла компания Ulysse Nardin, является частью швейцарской культуры и признанной формой искусства», — заявил он на открытии выставки.
Г-н Шнидер убежден, что только настоящий художник может создать часы, сочетающие в себе многомерный мир времени и пространства. И, руководствуясь именно этим принципом, он отбирал как мастеров для своей мануфактуры, так и экспонаты для привезенной в Москву коллекции. В нее наряду с первыми астрономическими часами (так называемым «Астрариумом»), изготовленными итальянским мастером Джованни де Донди в XIV веке, или уникальными часами XIX века из березы и китового уса от вятского «левши» Михаила Бронникова входят и последние разработки Ulysse Nardin. Такие, например, как эксклюзивная модель «Чингисхан», сочетающая в своем механизме турбийон и минутный репетир с Вестминстерский боем.
«В России впервые для всеобщего обозрения выставлена столь объемная экспозиция, объединяющая лучшие сохранившиеся работы часовых мастеров, — заявил «Времени новостей» представляющий в нашей стране интересы швейцарской компании глава МТТ-холдинга Юрий Яковлев. — Да, в российских музеях есть отдельные экземпляры часов по разным тематикам: какие-то интересны с исторической точки зрения, какие-то привлекают внешним обрамлением. Но ни разу не было, насколько мне известно, выставки часов, связанной с особенностями их конструктивного характера». Г-н Яковлев, как и его швейцарский коллега, подчеркивает, что выставка в Оружейной палате, приуроченная сразу к двум юбилеям — 200-летию музея и 160-летию Ulysse Nardin, — не является коммерческим мероприятием.
Примечательно, впрочем, что именно подход к изготовлению часов, как к высокому искусству, принес нынешнему владельцу Ulysse Nardin коммерческий успех. Купив находившуюся в кризисе компанию в разгар кварцевого бума 80-х годов, Рольф Шнидер сумел доказать, что и в век электроники старая добрая механика не просто имеет право на существование, но достойна идти в первых рядах. Если, конечно, к каждым часам относиться как к своего рода произведению, и даже историю фирмы превратить в летопись, в которой факты переплетаются с легендами. Факт — это сотрудничество Ulysse Nardin с неординарным мастером Людвигом Ошлином, автором красивейшей теории о том, что даже ручные часы должны являть собой модель космоса. А легенда компании гласит, что встретились Шнидер с Ошлином в антикварном магазине, куда их завела общая страсть к коллекционированию старинных хронометров. И хотя в часовом механизме каждая деталь имеет важное значение, детали первой беседы менеджера и мастера летопись опускает, концентрируясь на главном — дальнейшее развитие фирмы шло под лозунгом: Ulysse Nardin оживет через часы, которые еще никогда не существовали».
Свою теорему о том, что буквально вся Вселенная может быть отражена на запястье руки, Людвиг Ошлин доказал на практике, создав признанную затем шедевром серию «Трилогия времени». Первая же модель из нее — Astrolabium Galileo Galilei, позволяющая помимо прочего определить положение знаков Зодиака на небосводе, вычислить время восхода и захода Луны и Солнца, попала на обложку Книги рекордов Гиннесса. Солнечная система уместилась и на циферблате второй модели Planetarium Copernicus, которая благодаря своему уникальному механизму, позволяющему владельцу часов самостоятельно рассчитывать положение небесных тел, также попала в Книгу рекордов. Итоговая модель Tellurium Johannes Kepler, призванная, по замыслу Ошлина, «совместить движение времени с движением светил», существует в двух вариантах: для жителей Южного и Северного полушарий Земли. Одного взгляда на циферблат, с нанесенными на него контурами континентов и океанов, достаточно, чтобы понять траекторию движения Солнца и Луны и определить, в какой части земного шара уже наступила ночь.
Облеченная в тончайшие механизмы философия Рольфа Шнидера и Людвига Ошлина представлена в Кремле наряду с уникальными работами его предшественников, принесших Ulysse Nardin 18 золотых медалей и более 4 тыс. первых призов на международных выставках. Но есть в выставочной коллекции и редчайший экспонат, объединяющий в единое целое искусство швейцарских часовщиков и традиции российских ювелиров. На открытии выставки в Оружейной палате г-н Шнидер впервые представил публике часы, украшенные на эмали циферблата рисунком собора Василия Блаженного. Первое из серии, которая составит не более 30 штук, как и положено настоящему произведению искусства.
Александр БАРАБАНОВ
Время новостей
N°120
11 июля 2006
***