В Самаре секс есть. Избранные места из беседы с сексологом
Радий Ихсанов — сексолог, кандидат психологических наук, доцент. (Общественный фонд «Здоровье нации», Центр психоанализа). Люди обращаются со своими проблемами к специалистам, забывая при этом, что проблема являет собой ничто иное как синоним течения жизни.
Вместо предисловия
… Для начала следует различать психологию как науку и психологическую помощь на практике, следует отличать психотерапию — модель медицинскую и модель психологическую.
Считается, что начало психотерапии как психологической модели положил Зигмунд Фрейд. С этого времени психотерапия приобрела статус доходного занятия. Весьма доходного занятия. Психотерапия превратилась в некий, стабильный, бизнес. Неслучайно есть расхожая шутка, что анализант должен быть праздным, богатым и здоровым. (Прим.: Анализант — пациент психоаналитика.).
На сегодняшний день, к сожалению, клиническая психотерапия уступила место, скажем так, консультативной работе специалистов по ментальному здоровью, к которым относят, собственно психотерапевтов, психологов, социальных работников. Кроме того, существуют, как нам известно, парапрофессионалы — экстрасенсы, колдуны, шаманы и т.п. Особое место занимают священники. Более того, христианская парадигма проникла в светскую психотерапевтическую дисциплину и выглядит как ветвь духовной психотерапии. С христианско-религиозным оттенком. Вероятно, нечто подобное есть в недрах ислама, возможно, что-то есть в иудаизме, безусловно, это присутствует в буддизме и т. д. и т. п.
Путь саморазрушения
Стенфорд: Как у тебя нет своего психоаналитика?
Кэрри: Нет.
Стенфорд: А у меня целых три. К первому я иду, когда мне хочется уюта. Ко второму — когда страстной любви. А к третьему, когда хочется посмотреть на красивую женщину.
(Сериал «Секс в большом городе»)
… Когда человек обращается с жизненной проблемой, подчеркну, речь не идет о болезнях, как таковых. Болезни четко обозначены в международных классификациях, в том числе и психических заболеваний, которые входят в компетенцию психотерапевтов. Об этих случаях мы не говорим.
Люди обращаются со своими проблемами к специалистам, забывая при этом, что, в сущности, проблема являет собой ничто иное как синоним течения жизни. Если человек чувствует свою беспомощность, то визит к психотерапевту, психологу, как правило, в подавляющем большинстве, превращается в ритуал, который усиливает статус «проблемности» пациента. Пардон, клиента. Пациент — это больной человек. То есть внимание, которое уделяется решению той или иной задачи, начинает занимать непропорционально большое место в жизни клиента.
(Дело в том, что речь идет о борьбе с той или иной проблемой, которую иногда не всегда корректно «обзывают» симптомом). И таким образом война с теми или иными внутренними противоречиями превращается во внутреннюю гражданскую войну. В сущности, речь идет о саморазрушении. И попытка остановить этот процесс приобретает характер «порочного круга». Человек ходит к психотерапевту в качестве «беспомощного с протянутой рукой», используя специалиста как костыль. И получается, чем изящнее, харизматичнее и, на первый взгляд, успешнее психотерапевт, тем в большую зависимость попадает пациент в данной ситуации. Круг замыкается. Поскольку клиент ощущает еще большую собственную беспомощность, видя визави — либо реальное, либо иллюзорное благополучие своего помощника.
В случае с клиентками-женщинами это кажется логичным, а что касается мужчин…
Никакой разницы нет. Однако именно по этой причине женщины чаще обращаются к мужчинам-психотерапевтам.
А мужчины?
Мужчины интуитивно сопротивляются. Сопротивляются, скажем, поиску каких-то помощников, поводырей. Поскольку достоинство мужчины в большей степени связано с такими понятиями, как самодостаточность, самостоятельность, достижение победы собственными усилиями и т. п. (Здесь есть, конечно, свои положительные и отрицательные стороны, но отрицательные стороны касаются исключительно заболеваний, где помощь специалиста необходима. Мы сейчас говорим о житейских текущих проблемах).
Что же касается женщин, то сам статус инь предполагает пассивность, «подчиняемость», «прислушиваемость» и т. п. В конце концов «сила женщины — в ее слабости». Поэтому роль «клиентки» для женщины более органична. И соответственно процент женщин, обращающихся за помощью к психотерапевтам, неизмеримо выше, чем процент мужчин.
В русле тенденций
… Иногда создается впечатление, что каждый «развлекается» по-своему. Клиент заполняет свои паузы, а специалист зарабатывает свои деньги. Безусловно, это легче констатировать, чем что-либо изменить. Психоанализ пустил глубокие корни в цивилизацию. В Европе и Америке специалисты по ментальному здоровью весьма распространены. И если до недавнего времени в нашей стране не было столь повального увлечения психологией, то сегодня рынок кадров перенасыщен не только юристами и экономистами, но и психологами.
А что касается Самары…
В этом смысле мы ничем не отличаемся от мировых тенденций. Да, еще относительно недавно в нашей стране преобладала медицинская психотерапия. Были психотерапевты и пациенты. Однако я бы не сказал, что «спрос рождает предложение». Скорее речь идет об общественном мнении, о моде и стиле жизни, о тенденциях мировой практики. Мы очень хотим быть европейцами.
Если же говорить о Самаре… В восьмидесятые годы я мог по пальцам перечислить тех психотерапевтов, которые достойно работал в этой сфере. Без натяжки — человек десять, не более. Сегодня их количество неизмеримо выросло, но я не могу сказать, что их услуги не востребованы. Полуторамиллионный город в состоянии обеспечить психотерапевтов своими проблемами.
Можно ли говорить об определенном «социальном типе» людей, обращающихся за помощью к психотерапевтам?
Если говорить о мужчинах, то, вне всякого сомнения, это бизнесмены. Это молодежь в возрасте от шестнадцати до тридцати лет. Реже обращаются «синие воротнички», то есть выходцы из рабочей среды. И еще одно любопытное наблюдение — часто «поставщиками клиентуры» являются определенные факультеты. Прежде всего, психологические. Как правило, с удовольствием ходят к психотерапевтам студенты-заочники. Это взрослые люди, которые поступают на психологический факультет, путая факультет с кабинетом.
Что же касается разницы между «технарями» и «гуманитариями», то, пожалуй, преобладают первые.
(Продолжение следует)
Избранные места из беседы с сексологом.
Самарский психоанализ в действии
Беседовала Ольга Петропавловская,
обозреватель Медиа Группы «Ваш выбор» ©
*