Обычно аттракционы парков развлечений при киностудиях основаны на сюжетах популярных фильмов. В 2003 году студия «Дисней» предприняла смелый эксперимент и выпустила фильм «Пираты Карибского моря: Проклятье «Черной жемчужины» по мотивам аттракциона «Диснейленда» «Пираты Карибского моря», основанном на фильме 1950 года «Остров сокровищ».

То, что замышлялось как легкое развлечение, не претендующее на особые лавры и запредельные кассовые сборы, оказалось блокбастером с феноменальным «бокс-офисом» в более чем 700 миллионов долларов по всему миру.

Есть теория, что этот успех сделал исполнителя в общем второстепенной роли пиратского капитана Джека Спэрроу Джонни Деппа кинозвездой первой величины.

Я, как и многие другие наблюдатели кинопроцесса, напротив считаю, что феномен картины состоит именно в том, что Джонни Депп создал абсолютно нетипичный образ пиратского капитана, который так и хочется назвать «постмодернистским». Но этот высоколобый термин не вполне к месту, когда речь идет о развлекательном летнем блокбастере. И все же серьезное, оригинальное актерское достижение Джонни Деппа было отмечено его номинацией на «Оскар».

Не удивительно потому, что продюсер первых «Пиратов» Джерри Брукхаймер с энергичного согласия студии «Дисней» вскоре приступил к съемкам сразу двух новых серий «Пиратов», первая из которых (вторая по отношению к оригиналу) называется «Пираты Карибского моря-2: Сундук мертвеца» (Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest).

Судя по тому, что я увидел, вторая серия на самом деле является первой частью или, если угодно, предисловием к третьей серии и не работает вполне как самостоятельный фильм.

Говорю это с сожалением, потому что на сей раз Джонни Депп получил больше экранного времени и, по-существу, его капитан Джек стал главным героем картины. Но краткое ее содержание не обязательно отражает этот факт.

Фильм открывается сценой несостоявшейся свадьбы изрядно подзабытых из-за яркого Джека-Деппа лирических героев первой серии Уилла Тернера (Орландо Блум) и Элизабет Суонн (Кейра Найтли).

По воле авторов сценария Теда Эллиота и Терри Россио Уилл и Элизабет арестованы коварным лордом Катлером Беккетом (Том Холландер). Лорд не столько охотится за пиратами, как ему поручил английский король, сколько преследует коммерческую выгоду для себя, как представителя Восточно-Индийской Торговой Компании (намек на сегодняшних корпоративных глобализаторов).

По малопонятным причинам пресловутый «сундук мертвеца», воспетый в небезызвестном музыкальном опусе про энное количество «человек на сундук мертвеца — йо-хо-хо и бутылка рома!» становится ключем к обретению свехчеловеческих возможностей, которые Беккет хочет использовать для контроля над капитаном Дэви Джонсом (Билл Найти), правителем морских глубин и мертвых пиратов, превратившихся в живых морских чудищ. Что почему-то даст ему возможность извести всех пиратов Карибского моря и обеспечить свободный поток товаров по морским путям. Но для этого ему нужно использовать Уилла, Элизабет и, конечно, Джека, который владеет поломанным компасом, показывающим тем не менее направление на сундук.

Если я что напутал, то не обессудьте — сюжет фильма настолько запутан и, я бы сказал, напутан, что трудно высидеть объясняющие его сцены. Только и ждешь каких-то фехтовальных моментов (они есть и сделаны с выдумкой) и, конечно, появления Джонни Деппа в обличьи капитана Джека. Увы, эти появления несколько разочаровывают. Режиссер Гор Вербински видимо решил выжать из эесцентричной трактовки образа капитана Джека все, что можно. Поэтому то, что в первом фильме выглядело забавно, свежо и мило — во втором через некоторое время начинает казаться натужным, притянутым. Хотя моментами Джонни Депп хорош и его эксцентрика к месту, часто становится несколько неловко за большого актера, которому приходится вытворять мелкие глупости. Не знаю, кто виноват — режиссер или актер — но гомоэротичное манерничанье Деппа-Джека порой переходит границу хорошего вкуса и юмора.

По контрасту, известный английский актер Билл Найти в роли антагониста Джека капитана корабля-привидения «Летучий голландец» Дэви Джонса, сумел найти ключ к технически сложному образу, в котором ему пришлось играть «вживую» под будущее наложение компьютерной анимации на его лицо. Как ни странно, эта смесь лица человека с мультипликационным осьминогом работает замечательно и придает фильму дополнительное мифическое измерение. Которого картине по большей части не хватает.

Но правильнее было бы говорить не о том, чего картине не хватает, а о том, что у нее в избытке.

А именно о массе сюжетных линий, которые трудно уложить в один стройный рассказ. Тут и морские чудовища, и островитяне-людоеды, и даже появление в команде призраков «Летучего голландца» давно сгинувшего отца Уилла (Стеллан Скарсгард).

Я уже не говорю о введенной в историю колдунье-вуду (Тиа Далма), о возвратившемся в сюжет опозоренном командоре Норрингтоне (Джек Давенпорт), об аресте отца Элизабет, губернатора Суонна (Джонатан Прайс). И это еще не все повороты, которые предпринимает фильм, напоминающий корабль, сбившийся с курса.

Не знаю, сможет ли повернуть его в правильном направлении другой персонаж, возвращающийся к концу второй картины из первой. Имени его не буду называть, чтобы не нарушить сюрприз, ожидающий зрителя в финале.

www.voanews.com

***