Авиационная лизинговая компания “Ильюшин финанс Ко.” решила заказать ульяновскому заводу “Авиастар-СП” самолеты, покупателей на которые пока не нашла. Компания подписала контракт с авиазаводом на строительство 10 самолетов Ту-204 общей стоимостью $350 млн, который 10 июля будет рассмотрен советом директоров предприятия. Участники рынка и эксперты полагают, что найти перевозчиков, желающих закупить эти машины, будет непросто.

ЗАО “Авиастар-СП” производит Ту-204 и его модификации (300, 200, 100, 120С), Ан-124. “Ильюшин финанс Ко.” (ИФК) занимается финансовым и операционным лизингом гражданской авиатехники. По состоянию на 1 января 2006 г. стоимость активов ИФК составила около $560 млн, выручка в 2004 г. составила 340 млн руб., чистая прибыль — 64 млн руб. По состоянию на 1 февраля 2006 г. акционерами являются: Минимущество РФ (28,33%), Внешэкономбанк (18,02%), “Алмаз Траст” (10,68%), “Машинприборэксим” (7,69%), Национальный резервный банк (7,6%), “Химмашэксим” (6,7%), “Инвестконсультант” (4,36%), “Автоэкспромимпорт” (4,36%), Авиационный комплекс им. Ильюшина (3,47%), граждане РФ (8,79%). Ту-204-100 работает на двух двигателях. Пассажировместимость — до 210 человек. Крейсерская скорость — 810-850 км/ч. Максимальная дальность полета — 7000 км. На самолете установлены российские двигатели ПС-90А.

В понедельник, 10 июля, совет директоров ульяновского “Авиастар-СП” может одобрить заключенный две недели назад контракт с лизинговой компанией “Ильюшин финанс Ко.” на постройку 10 самолетов Ту-204, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Ильюшин финанс Ко.” Александр Рубцов. Стоимость заказа составит $350 млн. Заместитель директора по маркетингу “Авиастар-СП” Виктор Кузнецов подтвердил, что контракт заключен и что этот вопрос есть в повестке собрания акционеров.

О том, что “Ильюшин финанс Ко.” намерена закупить ульяновские “тушки”, компания объявила еще в мае 2006 г. В компании отмечали, что финансирование строительства самолетов будет вестись за счет средств, получаемых от размещения дополнительных акций ИФК среди акционеров общества, а также за счет привлекаемых под эти контракты заимствований и авансов от авиакомпаний — заказчиков самолетов. Рубцов отметил, что лизинговые контракты с покупателями еще не подписаны, но предложения будут делаться русским авиакомпаниям, уже эксплуатирующим Ту-204, и зарубежным. Сейчас различные модификации Ту-204 в России эксплуатируют авиакомпании KrasAir, “Владивосток-авиа” и до 2006 г. эксплуатировала S7 Airlines.

Убедить российских авиаперевозчиков приобрести новую партию Ту-204, которую хочет заказать ульяновцам “Ильюшин финанс Ко.”, лизинговой компании будет непросто. Пресс-секретарь авиакомпании KrasAir Ольга Трапезникова сообщила “Ведомостям”, что в ближайших планах KrasAir приобретение самолетов Ту-204 не значится. Она объяснила это тем, что концепция развития KrasAir предусматривает закупку и использование машин “более экономичного и экологичного класса”. В этом году, в частности, авиакомпания планирует закупить около 16 самолетов Boeing 737, отметила Трапезникова. S7 Airlines отказалась от эксплуатации Ту-204. Ранее гендиректор S7 Airlines Владислав Филев заявлял, что Ту-204 — это самолет, не рассчитанный на эксплуатацию в регулярных перевозках. Другой источник в S7, пожелавший остаться неназванным, по поводу эксплуатации Ту-204 отметил, что “для использования двух таких машин нужна еще одна — на запчасти”.

Евгений Линчик, ведущий аналитик Rye, Man & Gor Securities, считает, что сейчас экономически более выгодно покупать в лизинг Boeing. “Конечно, цена Ту-204 невысока по сравнению с новыми Boeing, которые стоят $60-90 млн, но у них и больше расход топлива”, — говорит он. По его мнению, заказ на 10 самолетов — это очень хороший объем, который позволяет загрузить и поддержать завод. А Игорь Лейко, бывший топ-менеджер “Авиастар-СП”, полагает, что завод не готов к реализации такого крупного заказа. Лейко отметил, что на заводе не решены проблемы со своевременной поставкой комплектующих и проектной подготовкой производства. Борис Рыбак, генеральный директор Infomost, считает, что во всех сделках с “советскими” самолетами есть политическая составляющая: “Поскольку покупатели, поддерживающие отечественного производителя, хотят получить взамен некие преференции, льготы от государства”. Сам Борис Рыбак сомневается в реальности этой сделки, поскольку “последние 10 лет многие авиакомпании (”Аэрофлот“, «Трансаэро») объявляли о желании купить Ту-204 и ни одно из этих заявлений реализовано не было”.

Максим Россошанский

Юлия Ветчинкина

Ведомости – Самара

07.07.2006, №123 (1650)

Ведомости – Самара

*