Пять строк рок-н-ролла. The Strokes выступили в Москве
Нью-йоркская пятерка The Strokes, выпустившая за пять лет существования три альбома ориентированного на 70-е годы рок-н-ролла, сыграла в ДК им. Горбунова.
Лидер The Strokes и герой светских хроник Джулиан Касабланкас на концертах предпочитает оставаться в тени
Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ |
На выступлении ожившей передовицы журнала New Musical Express побывал БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.
История популярности нью-йоркской группы The Strokes не столько про музыку, сколько про пиджаки, прически и любовниц. Когда 4 июля The Strokes заиграли первую песню своего шоу – «Juicebox» с нового альбома «First Impressions of Earth» («Первые впечатления от планеты Земля»), возникла совершенно неожиданная ассоциация с выступавшим двумя днями раньше в Санкт-Петербурге Билли Айдолом. В колонках – тот же утяжеленный рок-н-ролл, тот же рык фронтмена. Однако The Strokes одеваются в костюмы в тонкую полоску, вельветовые пиджаки и дизайнерские футболки, про них пишет журнал New Musical Express и в зазнобах у них ходят кинозвезда Дрю Бэрримор и экс-герлфренд Киану Ривза Аманда де Кадене. А Билли Айдола не видно на страницах светской хроники, он сегодня совсем «не в струе». Результат: чуть больше полутысячи зрителей на концерте рок-звезды с тридцатилетним стажем в питерском Ледовом дворце и почти заполненная «Горбушка» на молодых The Strokes.
The Strokes, как и прочие группы ретророка от The Libertines до The Rancounters, присутствуют на российских музыкальных телеканалах и FM-частотах, но в количествах, значительно уступающих, например, артистам, исполняющим R`n`B, не говоря уже про банальный поп. Широкая публика если и идентифицирует кого-то из исполнителей «нового старого рока», то это, максимум, The White Stripes и Franz Ferdinand. Остальные артисты знакомы только тем, кто предметно интересуется всей этой рок-реанимацией последних трех-четырех лет, тем, кто читает музыкальную прессу, качает треки из сети, следит за английской модой. Зарубежная рок-пресса все эти годы практически кормилась за счет The Strokes и прочих «новых надежд». В этом, кстати, можно было убедиться в фойе «Горбушки». Уникальный случай: там продавали не только футболки с символикой, но и старые номера New Musical Express со статьями про группу.
Взрывная волна докатилась до России в очень ослабленном виде. Все, что не The White Stripes и Franz Ferdinand, представляется здесь уже узкомеломанским удовольствием. Собираются свои и обмениваются условными знаками. В фойе ДК Горбунова мелькали юноши в мундирах а-ля The Libertines и узких галстуках «под Алекса Капраноса». То и дело слышались девичьи реплики вроде «если Джулиан на меня посмотрит, я, наверное, умру».
Джулиан Касабланкас, лидер The Strokes и обладатель героического рыка, оказался в высшей степени нетипичным фронтменом. Большую часть концерта прожектора совсем не освещали его анфас. С каждым следующим номером группа играла все энергичнее, но лидер предпочитал не отходить далеко от изначально занятой позиции и не отпускать микрофонную стойку. К тому же звучание вокала оказалось самой слабой стороной саунда группы. Весь облик господина Касабланкаса противоречит канонам сценического существования рок-звезды. Короче говоря, Джулиан Касабланкас – довольно серый тип, и при этом он не сходит с газетных страниц. Пресса отслеживала все этапы его непростых отношений с алкоголем, а знающая толк в этом деле Кортни Лав даже посвятила ему песню. Найти какое-либо второе дно у этого персонажа крайне сложно, просто именно такого героя английская пресса вздумала в 2001 году объявить «спасителем рок-н-ролла».
Однако если дифирамбы в адрес лидера The Strokes не всегда выглядят убедительными, то группа в целом вполне оправдала известный ажиотаж, возникший по поводу ее гастролей в Москве. The Strokes играли песни с «First Impressions of Earth» вперемежку с материалом предыдущих двух пластинок, включая хиты «Is This It», «Last Nite», «Hard To Explain», «Reptilia» и песню «The Modern Age» с их первого сингла, спровоцировавшего настоящую войну между издателями, желавшими выпустить дебютный альбом группы. Звучание группы менялось по ходу концерта от утяжеленного, насыщенного внушительными гитарными риффами саунда, свойственного последнему альбому, к более танцевальному. По реакции публики было видно, что тех, кто пришел полюбопытствовать, «из-за чего такой шум», в зале гораздо меньше, чем натуральных фанатов, знающих тексты песен и встречающих каждый новый номер как божественное откровение. Ближе к финалу прибавилось работы службе безопасности зала. Любители слэма – прыжков со сцены в зал – ни в чем себе не отказывали. Судя по всему, музыканты были удивлены такому теплому приему, и Джулиан Касабланкас даже соизволил пройтись вдоль края сцены и пожать несколько ладоней. Под конец была исполнена скандальная песня «New York City Cops», которую The Strokes в последний момент выкинули из дебютного альбома: осенью 2001 года в США не очень-то приветствовалось злословие в адрес нью-йоркской полиции. Тогда вместо нее на пластинке появился трек «Take It Or Leave It», им же и завершилось московское шоу.
The Strokes сыграли в «Горбушке» хороший рок-н-ролльный концерт, тем не менее не оставляла мысль, что примерно так же играют еще пара сотен или тысяч англо-американских составов, просто именно этим парням повезло – они оказались на гребне волны. Важно другое. Промоутерам удалось в буквальном смысле слова выцарапать дату для московского концерта The Strokes между их выступлениями на фестивале в датском Роскильде и на Oxegen Festival в Ирландии. Не было никакого турне «по странам бывшего СССР», The Strokes даже в Питер не заехали.
Такие «одноразовые» концертные привозы, да еще с группами, входящими в число ведущих гастролеров, дело очень непростое в экономическом смысле. Тут могут быть два вывода. Либо та тысяча с лишним зрителей, которая покупала билеты на The Strokes по цене от 1200 рублей, способна компенсировать затраты организаторов, и это значит, что ориентированные на британский рок меломаны – вполне «качественная» аудитория. Либо концерт The Strokes был проектом «для души» промоутеров, недавно привозивших в Москву беспроигрышных Space, H.I.M. и Томаса Андерса.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 122 (№ 3453) от 07.07.2006, ПТ
***