Евгений Софронов, генеральный директор информационно-музыкального агентства InterMedia, оценивает происходящее в нашей популярной музыке по итогам Премии российской индустрии звукозаписи “Рекордъ–2005”, прошедшей в Москве в начале лета.

Первое и самое кардинальное: молодежь rulezzz! Это — интернетно-рэперский сленг, означающий “наступление”. Пока динозавры российской попсы заняты чесом по нефтегазовым полям, рынок звукозаписи оказался безраздельно занят артистами, появившимися на сцене не более 5—6 лет назад. Артист года, по версии “Рекорда”, — Factor 2 — вообще ворвался на рынок только в позапрошлом году. Такого в истории премии еще не было: в десятке самых продаваемых дисков прошлого года — сразу 4 их альбома! На фоне остальных фигурантов десятки — “Тату”, Димы Билана, “Братьев Грим”, Глюкозы, Uma2rmah — совершенно забронзовевшими ветеранами смотрятся “Руки вверх”… При общем засилье попсы нужно отдать должное Земфире — “Рекордъ” за Альбом года в этой ситуации выглядит просто триумфом российской рок-музыки.

    Однако то, что происходит в зарубежной поп-музыке, — уму непостижимо. Мадонна, Стинг и Джордж Майкл нервно курят на скамейке запасных, пока на финишной прямой сошлись не на жизнь, а на смерть знойный восточный брюнет Араш и среднеевропейская жаба в каске и без трусов Crazy Frog. Остальные — Шакира, Бритни Спирс, Black Eyed Peas, Benassi Bros., 50 Cent и др. — далеко позади. С микроскопическим отрывом победил не артист — компьютерное земноводное с подложенной музыкой Харолда Фалтермайера 20-летней (!) давности. Жизнь уходит из музыки, уступая место компьютерным технологиям. Неужели этот алгоритм необратим?

    В наших поп-нивах — другое любопытное наблюдение: все большим успехом пользуются проекты, практически лишенные медийной поддержки. Уже упомянутый Factor 2 откровенно пренебрегает прессой, радиоэфирами и музтелеканалами. Продажи дебютного альбома абсолютно неизвестной телезрителям и радиослушателям Кати Чеховой (первый попсовый проект знающего толк в западных чартах Сергея Пименова из “ППК”) превзошли достижение суперраскрученных “Братьев Грим”. А рингтон на мегахит “Ресницы” все тех же братьев в прошлом году с трудом одолел “Черные глаза”, записанные чуть ли не в домашних условиях простыми адыгейскими юношами Айдамиром Мугу и Асланом Тлебзу. Последний рингтон продолжает феноменально продаваться и в этом году, однако толпы поклонников лишены счастья лицезреть своих новоявленных кумиров по абсолютно нестандартной для нашего шоу-бизнеса причине: отец ведущего солиста категорически запретил отпрыску даже думать о карьере певца и строго наказал юнцу набираться ума-разума в техническом вузе — безо всяких шаловливых музутех даже в свободное от учебы время. А слово отца на Востоке, как известно, — закон…

    И главное. Мы стали свидетелями эпохального перелома: век звуконосителей подходит к концу. Кассеты умерли два года назад, стремительно падают продажи дисков (10—15% по результатам года), десятки и сотни миллионов долларов переплывают с прилавков магазинов в музыкальный Интернет. Пираты, естественно, не дремлют: артистам и авторам, как и прежде, этих миллионов не видать — традиционных “дисковых” пиратов быстро теснят флибустьеры виртуальные. Сайты, предлагающие скачать ворованную музыку за копейки, составили весьма ощутимую и болезненную конкуренцию крупнейшим мировым онлайн-магазинам. Причем по продажам не в России, а именно в Европе и США — Интернет не знает границ. Правда, есть робкая надежда на то, что с 1 сентября, когда вступят в силу дополнения к Закону об авторских правах, ситуация изменится и наши артисты станут все-таки получать деньги не только с чеса по нефтеносным районам. Возможно, это поможет им серьезнее относиться и к своему творчеству. Так что навязшая в зубах тема “фанеры” отпадет и без принятия комичных законов маящимися от безделья депутатами…

   

Московский Комсомолец

от 07.07.2006

Московский Комсомолец

***