Без пролога не обойтись… Когда-то, в 75-м, мой папа эмигрировал из СССР, стал профессором Института славистики Университета города Майнц в ФРГ. Там учился, вырос, отслужил срок в Bundes-Marine (военно-морской флот ФРГ) мой младший брат Пашка Фейн. Не закончив вуз, поскольку почувствовал «охоту к перемене мест», Павел, он же Пауль, он же Пол, он же Поль, пустился во все тяжкие, зато теперь свободно изъясняется на доброй дюжине языков.

Однажды Пашу попросили провести очередную презентацию. Героем был звезда тогда еще клуба «Манчестер Юнайтед» и сборной Англии по футболу Дэвид Бекхэм. Он представлял автобиографическую книгу «Моя команда». Думаю, мой брат провел презентацию блестяще, раз Бекхэм попросил его и в дальнейшем помогать ему, Дэвиду, в подобных проектах… И Паша вел пресс-конференции по поводу выхода в свет очередных «литературных творений» великого футболиста, даже переводил некоторые главы.

Так как вы думаете, мог ли я не воспользоваться таким блатом? Естественно, я тут же отправил ему вопросник для Дэвида Бекхэма.

Дальше история развивалась в телефонных монологах-трагедиях:

Павел ФЕЙН: Брат, я только что встретил Дэви… Он еще не до конца пришел в себя (после матча с Эквадором, когда Бэкхому стало плохо. — И.Ф.). Кивнул мне и сказал, чтобы я дождался его, когда он выйдет из душа и немного приведет себя в порядок… Виктория тоже здесь (Виктория Адамс-Бекхэм, бывшая звезда поп-ансамбля «Спайс-Герлз». — И.Ф.), тоже ждет… Но твою записку я ему постараюсь передать…

Павел ФЕЙН: Я все передал, он согласился ответить, но попросил дать ему время оклематься…

Павел ФЕЙН: Брат, он никакой… Какие вопросы, какие интервью? Вика не подпускает к нему… Я обратился к Свену (Свен-Еран Эрикссон, главный тренер сборной Англии. — И.Ф.) — он только развел руками… Жди…

Павел ФЕЙН: Ну, ты — везучий… Получай.

— Как вы относитесь к критике, которая обрушилась на вас чуть ли не после первого же матча?

— Огромное спасибо за внимание со стороны российских СМИ в лице твоего, Пол, брата и «Новой газеты»… По-моему, это первое интервью, которое я даю представителю России…

Не понимал и подобные реплики в мой адрес. Чем я кому-то не угодил? Ну, может, в первых двух матчах не очень бегал, не очень открывался для мяча, но дело-то свое все равно делал… Извините, мы забили пять голов, из которых четыре — с моей подачи, а один я забил сам. Кстати, тот гол парагвайцам… Его посчитали автоголом… Но если бы тот парень не коснулся мяча, это был бы тоже чисто мой гол… Или я плохо отпахал с Эквадором?

Через день после того матча я поговорил с парнями, с коучем… Вы же понимаете, что в таких собеседованиях все идет по гамбургскому счету, без обид и невзирая на лица… Докладываю вам, что никто, ни один человек не высказал мне ни малейших претензий…

— Как вам ваша собственная игра?

— Так я же уже все сказал…

— Как у вас с самочувствием (в ходе матча одной восьмой финала Бекхэм, забив, как оказалось, решающий гол, был заменен, красиво попрощался со зрителями, но, даже не дойдя до подтрибунного помещения, остановился: его буквально вывернуло наизнанку…)?

— Чувствую себя нормально… Тошноту вызвали жара, духота и непривычное, если честно, количество работы, которое мне пришлось выдержать: все-таки никогда раньше ни в «Реале», ни в сборной я так много не бегал, не перемещался в поисках или мяча, или партнера, держа при этом в уме свой собственный выход на ударную позицию… Свен (Эрикссон. — И.Ф.) вовремя уловил момент, чтобы сменить меня… Представляете, как бы я выглядел, если бы меня вывернуло прямо на газон?..

— Как чувствует себя здесь, в Германии, ваша очаровательная супруга Виктория?

— Виктории пришлось поволноваться… Она вылетала в Германию загодя… Признаюсь, даже не знаю откуда, из какого города… Последний месяц перед чемпионатом Свен нас взял в ежовые руковицы и не отпускал даже в ближайший бар пивка попить… Поэтому с женой и детьми общался исключительно по телефону… Знаю только, что летела она, вы будете смеяться, из Парагвая… А там забастовка то ли летчиков, то ли диспетчеров, то ли грузчиков… В общем, она заказала чартер, и поездка обошлась ей что-то в 100 с лишним тысяч долларов. Плюс она сняла квартиру в Мюнхене, куда я и отбываю при любом удобном случае…

— Как вы проводите время, получая несколько часов досуга, отдыха, «расслабухи»?

— Мне единственному в сборной Англии Свен разрешил отлучаться из лагеря сборной, хотя поначалу некоторые парни роптали, особенно Лэмпард и Руни, но их приструнил Терри … Ну согласитесь, можно же папаше трех детей вырваться на волю… Да еще к такой женщине, как моя Виктория… Насколько знаю, такая же проблема была у Роналдо, к которому прилетели жена с маленьким сыном… Так вот, сеньор Карлос (Парейра, тренер сборной Бразилии. — И.Ф.) поступил так же мудро, как наш швед: отпускает нового рекордсмена-бомбардира к семье…

А так, мы гуляем, дышим воздухом, хотя в такую жару это затруднительно, сидим в кафешках, где я с неимоверным напряжением сил удерживаюсь, чтобы не выпить знаменитого баварского пива, — Виктория меня блюдет… Вот буквально вчера в перерыве чемпионата слетали с Викторией во Франкфурт, а оттуда вернулись в Баварию, но в городок Фюрт. Побывали в вообще любопытных, а для меня в особенности Еврейских музеях. Там сейчас развернуты выставки, посвященные роли евреев в истории немецкого футбола. Для меня стало откровением название одной из них: «Ударь, как Киссинджер»… Оказывается, этот бывший высокопоставленный чиновник в администрации президента США родился, вырос в Германии и гонял здесь мяч. А в Фюрте представлены фрагменты экспозиции будущей выставки (она пройдет в сентябре) под характерным названием «Футболисты, бойцы и легенды. Евреи в немецком футболе». Так вот, мы посмотрели ту, которая рассказывает об отце-основателе — ни больше, ни меньше — ГЕРМАНСКОГО футбола немецком еврее Вальтере Венсманне. Оказывается, он научился нашей игре у английских студентов в Швейцарии и впоследствии основал в родной Германии несколько футбольных клубов. А в 1920-м он учредил самый знаменитый и авторитетный футбольный журнал в Европе и мире — Der Kicke («Киккер», на который очень любили и любят ссылаться советские и российские журналисты. — И.Ф.). Меня, как вы понимаете, эта тематика весьма волнует. Хотя и формально, и фактически я, будучи урожденным евреем, ходившим до 12 лет в хедер и носившим кипу, от еврейства отошел. Во многом повлияло то, что меня, звезду юношеской команды знаменитого «Тоттенхема», постоянно дразнили за пейсы, звезду Давида на цепочке вместо крестика и эту самую кипу — мальчишки же в этом возрасте ужасно злые… Каюсь, но так уж получилось… Хотя одного из сыновей назвал чисто еврейским именем — Бруклин…

— Как вам нравятся команды-фавориты чемпионата? Или у вас есть свои симпатии? Кто из звезд? Кого бы вы назвали «открытием» чемпионата?

— Не буду оригинален: Бразилия — номер раз! Что бы там ни орали критиканы… Заметьте: ругали меня, ругали Роналдо, ругали Креспо, ругали Клозе с Подольски, ругали Рауля, ругали Шевченко, ругали Зидана… А кто стал забивать, когда настала пора решающих матчей? Вот то-то же… Поэтому Бразилия, Германия, Аргентина, Италия и, конечно, ну конечно же, мы — Англия!

Звезды? Они на слуху, они на виду, они те же, кто и был… Некоторых назвал чуть раньше… Еще? Так ведь многие уже ушли… А так, безусловно, испанцы Торрес и Вилья, Гьян и Эссьен из Ганы, чехи Колер и особенно Росицки, Кэйхилл в Австралии, Дрогба — их и так все знают, а среди остальных отмечу, не сочтите за ультрапатриотизм, наших Джеррарда и обоих Коулов…

Открытия? С этим сложнее… При нынешнем состоянии футбола яркой личности проявить себя очень сложно. Парню просто не дадут разбежаться и покрутить пару-тройку финтов — уложат на травку. Таких, как Роналдо, Рауль, Роналдиньо, Манише (и как это он не сумел показать себя у вас, в России?), Фигу, Зидан — старик Зидан, который на «пятачке» убирает трех (!) защитников и забивает, — Родригес и, уж извините, я, здесь не вижу… Может быть, правда, аргентинец Леонель Месси…

— Как вам арбитры? Что вы можете сказать о российском судье Валентине Иванове?

— Иванов отсудил строго по букве закона… Парни забыли, что они играют в «соккер», а не в американский футбол… Кстати, они это потом признали… В том смысле, что это они сами запороли матч, а не судья…

— Как вам сборная Украины?

— Украина — не моя команда. Я не понимаю, во что эти ребята играют… Я знаю Шевченко… Уникум! И где его уникальность? А так: бей-беги… Так играли в 80-х годах прошлого века команды, которым, кроме отменной физической подготовки, нечего было предъявить… Но я не удивлюсь, если Украина пройдет Италию: отсидится в обороне, ляжет костьми, а там или Шева забьет, или Воронин, или опять выручит Шовковский…

— Как вы думаете, сможет ли Гуус Хиддинк сделать из сборной России хотя бы такую же команду, как сборная Австралии?

— Никакой Хиддинк вам не поможет, если вы не поможете себе сами… Я знал только одного великого футболиста из России… Ой, трудно выговорить его фамилию… Да, вот, Эндрю Канчельскис… Когда я пришел в «Манчестер Юнайтед», мне сэр Алекс (Фергюссон, главный тренер тогдашнего лидера английского футбола. — И.Ф.) сказал: «Смотри, замечательный сын еврейского народа, кого ты меняешь — замечательного представителя России…». Хотя, кажется, Канчельскис — не такой уж и русский?

Еще я знаю Карпина и Мостового… О да, в Испании они котировались… Так почему с ними ваша сборная так ничего и не показала? Тренер, даже такой, как Хиддинк, который из ничего может сделать все, в ситуации, когда у него просто нет нормальных парней, тоже ничего не сделает…

А вообще-то мне трудно об этом судить… Я с вашими никогда не играл… Ой, нет, мой дебют в сборной пришелся на матч с вами. Мы победили, и я забил свой первый гол за Англию…

(Дэвид спутал. Действительно, в 1997-м сборная Англии, в которой ее нынешний капитан и лидер вышел на поле, встречалась… со сборной Молдовы. Почти с «нашей»… — И.Ф.).

— Как и когда вы собираетесь завершить карьеру?

— Мы с Викторией уже решили… Я доигрываю еще два сезона за мадридский «Реал» и… уезжаем в Штаты. Нет, не отдыхать-загорать, как это не без пользы, как выясняется, дела делал Юрги (Юрген Клинссманн, главный тренер сборной Германии, великий в прошлом форвард, давно уже живущий в Калифорнии. — И.Ф.), а еще поиграть. Да, в тамошней MLS (Профессиональная лига соккера США. — И.Ф.). А что, не считали для себя зазорным поиграть там Пеле и Тостао, Зико и Карека, Кройф и Неескенс, Мюллер и тот же самый наш нынешний хозяин «Кайзер» Франц Беккенбауэр… Чем, извините, сэр (выдаю секрет: меня ожидает пожалование в рыцари, я стану вторым, после великого премьер-министра Англии Дизраэли, евреем с таким титулом) Бекхэм хуже этих великих футболистов? Или не заслужил?

Новая Газета

www.rusfootball.info

***