В обзоре российских газет 6 июля 2006:

    * Запуски северокорейских ракет

    * Экстрадиция: договорятся ли Россия и Великобритания?

    * Лучшая реклама от первых лиц страны

Москва гордилась ролью посредника в переговорах с Ким Чен Иром. Теперь их полезность — под вопросом

Под обстрелом дружеских ракет

В среду произошло событие, в корне изменившее ситуацию с безопасностью в Тихоокеанском регионе, так «Независимая газета» расценивает запуск нескольких ракет разной степени дальности Северной Кореей. «Таким образом, Приморье, Сахалин, Курильские острова и Камчатка попали в зону риска нанесения непреднамеренного ракетного удара», — пишет газета.

Траектория полета межконтинентальных баллистических ракет большой дальности, которые КНДР нацеливает на Аляску, пролегает как раз над дальневосточными регионами России, продолжает издание. «Значит, опасность непреднамеренного удара, учитывая несовершенство северокорейских ракетных технологий, существует постоянно», — заключает «Независимая газета».

Официальная «Российская газета» пытается развеять эти опасения. «Пхеньян скорее всего решил придать большую значимость озвученным несколькими днями ранее угрозам в адрес Вашингтона нанести «уничтожающий контрудар и начать ядерную войну», в случае если американцы отважатся на превентивную атаку», — пишет издание.

Как отмечает «Коммерсант», в среду утром МИД РФ назвал действия Северной Кореи провокацией, однако ближе к вечеру его отношение к запускам изменилось. На экстренном заседании Совета Безопасности ООН Россия и Китай выступили против введения санкций в отношении КНДР, на чем настаивали США и Япония, добавляет газета.

«Ракета «Тэпходон», которая летит неизвестно куда, неизвестно зачем и неизвестно кому упадет на голову, может служить олицетворением всей северокорейской политики, импульсивной, непредсказуемой, демонстративно противопоставившей себя миру и потому представляющей для него безусловную опасность», — пишет обозреватель Сергей Строкань.

«Но пхеньянский отшельник Ким Чен Ир — далеко не единственный в современной геополитике всадник без головы», — продолжает автор. Точно так же нельзя предсказать политику иранского президента Махмуда Ахмади-Нежада, как, впрочем, и действия правительства палестинских радикалов «ХАМАС», — добавляет журналист.

«Запустив свой «Тэпходон»… Ким Чен Ир показал, что российскому руководству не следует особо обольщаться по поводу своей способности оказывать серьезное воздействие на ситуацию на Корейском полуострове, — считает обозреватель. — В итоге все предыдущие игры Москвы с Ким Чен Иром … в контексте подобных запусков начинают выглядеть весьма двусмысленно. В глазах мирового сообщества они уже не могут быть причислены к достижениям российской политики «.

«Хотим мы того или нет, но доля ответственности за безответственные режимы, возглавляемые такими «современными политиками», как Ким Чен Ир и Махмуд Ахмади-Нежад, невольно ложится и на Москву, при встрече со всадником без головы всегда готовую протянуть ему руку», — резюмирует журналист.

«Ловушка британского правосудия»?

Накануне саммита G8 в Санкт-Петербурге президент снова дал понять коллегам по неформальному клубу, что Россия по-прежнему настаивает на экстрадиции политических эмигрантов. Чтобы сделать это заявление, Владимир Путин полтора часа провел в компании генпрокуроров стран Европы, собравшихся на свою конференцию в «Президент-отеле», пишет «Независимая газета».

«Каждый из ораторов так подчеркнуто много говорил о необходимости соблюдения прав человека, что можно было подумать — выступают не прокуроры, а активисты правозащитных организаций», — комментирует конференцию издание. «В середине одного из выступлений один кремлевский чиновник с грустью в голосе произнес: «Ну хоть бы кто-нибудь нас покритиковал…», — подмечает газета.

Обозреватель «Коммерсанта» Андрей Колесников в традиционно ироничной манере пишет, что президент России объяснил генеральным прокурорам Европы, в чем сила, а в чем правда. Журналист также комментирует первое интервью Юрия Чайки в новой должности генерального прокурора, в котором он сосредоточился «на экстрадиции будоражащих его воображение россиян из Лондона». По словам Чайки, британцы сами предложили создать двустороннюю комиссию, которая по-настоящему разберется в этом деле.

«Господин Чайка излучал оптимизм по этому поводу и заявлял о том, что это сам по себе прекрасный прецедент и что некоторым другим странам, у которых с Россией похожие проблемы, уже пора начинать брать пример с Великобритании», — пишет автор.

«Господин Чайка, похоже, отказывается задумываться, в какую ловушку его, как начинающего генпрокурора России, заманивает хитроумное британское правосудие. Он поймет это, когда по результатам работы комиссии будет подтверждено уже принятое этим правосудием решение, и тогда господину Чайке будет трудно дезавуировать свои вчерашние комплименты ему», — заключает обозреватель.

Но с еще большим оптимизмом, чем Юрий Чайка, о перспективах экстрадиции из Великобритании «некоторых весьма известных фигур», заявляет «Российская газета». Даже свой материал издание озаглавило: «Березовского просят приготовиться». Газета не сомневается в успехе переговоров российских и британских прокуроров. А наработанный механизм по экстрадиции подозреваемых Россия предложит использовать всей Европе, добавляет издание.

Рекламный образ Владимира Путина

С помощью первого лица страны лучше всего рекламировать рестораны и предметы роскоши, утверждают «Ведомости». Во время одного из своих визитов в Китай в этом году Владимир Путин сменил свои Patek Philippe Perpetual Calendar, которые носит уже несколько лет, на Breguet Marine, пишет газета. «Публика моментально заметила эту, казалось бы, не самую очевидную деталь, и часы «как у Путина» стоимостью от 30 000 евро смели из российских бутиков за считанные дни», — цитирует сотрудника группы Mercury (дистрибутора Breguet в России) издание.

Путинский стиль копируют многие бизнесмены и чиновники: носят, как и он, часы на правой руке или заводят черных лабрадоров, продолжает газета, даже те, кто не может тратить десятки тысяч долларов на безделушки, стремятся подражать президенту. Например, копии швейцарских часов, которые предпочитает Путин, лидируют в рейтинге продаж Интернет магазинов.

Активнее других используют имя президента в маркетинговых целях заведения общепита, отмечают «Ведомости». «Рекламный слоган «у нас был Путин» эксплуатируют практически все российские рестораны, в которых когда-либо побывал президент, и даже некоторые иностранные заведения», — пишет газета.

Так в марте этого года во время визита в Чехию Владимир Путин сделал незапланированную остановку — ему захотелось выпить пива в небольшом пражском ресторане «У Карлова моста», с тех пор число его посетителей заметно выросло, «Ведомости» приводят слова сотрудника ресторана Радека Хорвата.

Впрочем, газета признает, что администрации президента исключают возможность любого коммерческого использования образа Путина. По словам сотрудника администрации, никакой материальной выгоды от использования бизнес-структурами имени или образа президента Кремль не имеет, пишут «Ведомости».

Но «рекламное место» рядом со статусным чиновником рангом пониже президента купить все-таки можно, отмечает газета. «Для этого заранее выясняют, какие предприятия во время визита собирается посетить чиновник, договариваются с его пресс-службой и телевизионщиками о съемках и готовят «реквизит». Например, на каске, которую визитер обязан надеть во время экскурсии по заводу, рисуют крупный логотип компании и во время интервью чиновника этот логотип обязан попасть в кадр», — объясняет процедуру издание, добавляя, что такие услуги стоят 100 — 200 тысяч долларов.

Обзор подготовила Ольга Шапоренко, Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 06 июля 2006 г., 01:56 GMT 05:56 MCK

Би-би-си

***