RFID наблюдает за повадками покупателей
Корейская торговая сеть Samsung Tesco использует хайтек-метки для контроля за покупателями и для создания «умных полок». Вторая по величине сеть супермаркетов в Корее опирается на RFID в попытке лучше узнать своих клиентов. В прошлом году Samsung Tesco, совместное предприятие электронного гиганта Samsung и британского оператора супермаркетов Tesco, оборудовала тележки и корзины для покупок чипами RFID, чтобы наблюдать за перемещениями покупателей в своих 69 магазинах.
В среду на конференции по RFID ИТ-директор Samsung Tesco Кан-Ти Ли рассказал ZDNet Asia: «Обычно супермаркеты располагают продукты на полках по категориям. Так что если покупателю нужны, например, ингредиенты для завтрака, ему приходится посетить несколько секций супермаркета. RFID позволяют удобнее разместить продукты в зависимости от типа покупателей и их привычек».
Данные, собранные системой RFID, позволяют располагать продукты так, чтобы их заметило больше покупателей. К тому же менеджеры могут выявлять наиболее людные места в своих магазинах и менять расположение товаров так, чтобы уменьшить скопление людей. Анализ данных осуществляется при помощи программы, разработанной инженерами компании.
Ли сказал, что сейчас осуществляется второй этап внедрения технологии RFID, которое началось в 2004 году, когда компания сотрудничала с основными поставщиками, такими как Procter & Gamble, в области встроенных меток RFID для наблюдения за перемещением их товаров. Это позволило сократить число случаев нехватки и избытка товаров.
На сегодняшний день Samsung Tesco вложила в системы RFID около $800 тыс., $300 тыс. из которых субсидировано правительством Южной Кореи.
Данные о клиентах, собранные системой RFID, оказались полезными, но установка этих систем — трудоемкий процесс. Например, готовые считыватели RFID, принимающие радиосигналы от движущихся тележек, не помещались на полках, и инженерам компании пришлось разработать более компактные считыватели собственной конструкции.
Ли указал также на ограничение системы супермаркета. Так как чипы RFID крепятся только на тележки и корзины, невозможно проследить за перемещениями тех покупателей, которые ими не пользуются.
Чтобы покупатели не волновались, в магазине было вывешено объявление, информирующее их, что система наблюдает за их перемещениями. Пока компания не получала никаких жалоб, связанных с вмешательством в частную жизнь.
Теперь на очереди план «умных полок». Они позволят поставщикам получать сигналы о том, что запас товара близится к концу. «Но это случится не прямо сейчас. Сначала мы должны убедиться в надежности технологии RFID», — сказал Ли.
Samsung Tesco — не первый супермаркет, серьезно внедряющий RFID. Среди растущего числа ритейлеров, взявших курс на RFID, крупнейшая в США сеть бакалейных магазинов Wal-Mart, которая вынудила своих поставщиков внедрить технологию RFID в своих цепочках поставок.
По данным аналитической фирмы IDTechEx, к 2016 году рынок RFID, включая программное обеспечение и услуги, достигнет размера в $26,2 млрд. Но несмотря на хорошую поддержку рынка, технологию RFID до сих пор критикуют, в частности, за возможное нарушение приватности и проблемы взаимодействия.
Источник: RFID tracks shopping habits (5.07.2006)
Аарон Тан (Aaron Tan), специально для CNET News.com
5 июля, 2006, 14:26
*