Сегодня в 18 часов 12 минут по московскому времени шаттл «Дискавери», стартовавший два дня назад с мыса Канаверал, должен причалить к Международной космической станции.

Американский челнок стартовал лишь с третьей попытки: планы ломала капризная погода. Но по-прежнему взбрыкивает не только она. Как известно, нынешний запуск стал вторым после более чем двухгодичного перерыва в полетах американских шаттлов к МКС. Предыдущий полет «Дискавери» совершил летом прошлого года. Та миссия проходила, что называется, на грани фола: при старте отвалились 176 кусков теплоизоляционной пены. Латать поврежденную обшивку астронавтам «Дискавери» пришлось прямо на орбите. И та же участь, не исключено, ждет нынешний экипаж. Почему?

Накануне старта в очередной раз обследовали «Дискавери» и — обнаружили трещину в теплоизоляционной пене внешнего бака длиной 12,7 сантиметра, глубиной 20,32 сантиметра и шириной три миллиметра. Кусок пены отвалился после того, как из внешнего бака шаттла было откачано топливо. Инцидент, что и говорить, неприятный. Специалисты совещались дважды, прежде чем решили: на старт он повлиять не должен.

И все же шесть кусков теплоизоляции от шаттла отвалились: они упали на Землю спустя несколько минут после старта. По мнению специалистов НАСА, куски вряд ли могли повредить обшивку корабля. «Примерно 2 минуты 47 секунд после запуска мы видели три-четыре отвалившихся куска. Еще один или два отделились примерно через 4 минуты 50 секунд», — сообщил глава программы запуска Уэйн Хейл.

Вообще нынешний полет «Дискавери» во многом испытательный: планируется проверить в реальных условиях правильность технических решений, направленных на повышение безопасности полета корабля. И прежде всего — целостность теплоизоляционного покрытия, а также именно выносных баков. Причем конструкцию последних серьезно доработали: теплозащитная пена на потенциально опасные места теперь не наносится, а с обледенением борются специальные нагреватели. Кроме того, с верхней части бака сняты ветроотбойники, закрывавшие трубопроводы.

«На надежности шаттлов сказываются конструкторские просчеты? Или эти корабли просто выработали свое?» — с этим вопросом корреспондент «РГ» обратился к директору ЦНИИМАШа академику РАН Николаю Анфимову. «Тут сочетание всего, — замечает Николай Аполлонович. — Не скажу, что они «старички». Последняя авария была заложена сразу после старта, когда оторвался кусок пеноизоляции от водородного топливного бака. А именно топливный бак каждый раз делают новый. Дальше известно: кусок с большой скоростью ударил по кромке крыла. Вот тут уже многоразовый материал не выдержал — образовалось отверстие, через которое потом при входе корабля в плотные слои земной атмосферы ворвался горячий газ…»

Напомним: в 2003 году после взлета примерно 700-граммовый фрагмент теплоизоляционного материала откололся от внешнего бака «Колумбии» и пробил дыру в левом крыле шаттла, что послужило причиной катастрофы и гибели семи астронавтов. В ходе полета «Дискавери» в 2005 году от топливного бака откололся аналогичный фрагмент, только весом в 400 граммов. Он не повредил челнок. Однако, по мнению экспертов, даже незначительная трещина в теплоизоляции во время полета может привести к трагическим последствиям: материал может не выдержать нагрузок. Об этом главу НАСА Майкла Гриффина предупреждали эксперты по безопасности, однако «зеленый» свет на запуск был все-таки дан.

Перед нынешним стартом еще на Земле выявились и другие технические закавыки. В частности, термостат одного из двигателей малой тяги, которые задействованы для маневров в космосе, в том числе для стыковки с МКС, показывал неправильную температуру: 80 вместо положенных 100 градусов по Фаренгейту. Впрочем, по мнению специалистов НАСА, «это как раз незначительная проблема». Дело в том, что датчик работал неправильно на одном из шести таких двигателей. Но всего их 44, а основных — 38.

Миссия «Дискавери» продлится 12 дней. В этот раз на орбиту отправились семь астронавтов: командир экипажа Стивен Линдси, пилот Марк Келли, специалисты Майкл Фоссум, Лиза Новак, вторая в истории США чернокожая женщина-астронавт Стефани Уилсон и Пирс Селлерс. Седьмой член экипажа — представитель Европейского космического агентства полковник ВВС Германии Томас Райтер. Он останется на МКС на шесть месяцев, в течение которых вместе нынешними обитателями космической коммуналки — Павлом Виноградовым и Джеффри Уильямсом — выполнит обширную научно-исследовательскую программу в области физиологии человека, плазменной физики и радиологической дозиметрии.

Экипаж «Дискавери» планирует два шестичасовых выхода в открытый космос, в том числе для проведения на внешней поверхности МКС монтажных работ. Однако если понадобится, то астронавты покинут борт и еще раз. Челнок также доставит на МКС итальянский грузовой модуль «Леонардо», в который загружено 11 контейнеров с провизией, одеждой, запасными частями и научно-исследовательским оборудованием. Кроме того, на борту «Дискавери» находится система регенерации кислорода, мощностей которой достаточно для экипажа в шесть человек — именно столько космонавтов и астронавтов должны постоянно работать на МКС начиная с 2009 года.

Полет «Дискавери» стал 18-м к МКС и 32-м самого шаттла. В общей сложности шаттлы уже 115 раз стартовали с мыса Канаверал. Два полета — кораблей «Челленджер» в 1986 году и «Колумбия» в 2003 году -закончились катастрофами. После благополучного возвращения «Дискавери» начнется подготовка к полету шаттла «Атлантис», старт которого намечен на 28 августа. Согласно программе НАСА, оставшиеся у США шаттлы «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор» до 2010 года должны выполнить 16 полетов для завершения строительства МКС и один полет — для ремонта телескопа «Хаббл».

Наталия Ячменникова

Дата публикации 6 июля 2006 г.

"Российская газета"

*