Единственное подлинное панно легендарной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние» (аллегория) — представил 4 июля музей-заповедник Царское село в залах Государственного Исторического музея (ГИМ).

Эта акция открывает совместный проект двух музеев под названием «Живая экспозиция. Царское село в гостях у Исторического музея». Он посвящен 250-летию Большого Екатерининского Царскосельского дворца — шедевра мировой архитектуры, созданного по проекту Растрелли в 1744-56 годах.

«Мы рады, что имеем возможность приобщиться к празднованию этой знаменательной даты в истории и культуры России», — сказал на открытии генеральный директор ГИМа Александр Шкурко.

«Мы задумали этот проект, который рассчитан на год — с июля 2006 по август 2007 года — для того, чтобы больше людей смогли познакомиться с шедеврами Царского села. 12 уникальных памятников будут каждый месяц сменять друг друга и располагаться в зале постоянной экспозиции ГИМа той эпохи, к которой они принадлежат», — сообщил Шкурко.

По словам директора, каждый экспонат поведает историю об императорской резиденции и его обитателях.

Своеобразной заставкой выставочного проекта стали два экспоната. Это картина художника Баризьена «Екатерининский дворец времени Елизаветы Петровны», написанная в 1760 году, и изящная перламутровая записная книжка «Приглашение на танцы 18 века». На одной из страничек этой книжки в 1944 году появилась трагическая запись об уничтожении дворцов Царского села фашистами, сделанная сотрудниками музея в эвакуации в Новосибирске.

«Сегодняшний экспонат, который открывает совместный крупный проект, это единственная подлинная флорентийская мозаика Янтарной комнаты, которую называли «восьмым чудом света». Всего было четыре мозаики с аллегорическим изображением пяти человеческих чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Во время Великой Отечественной войны мозаики исчезли вместе с Янтарной комнатой. Данную комнату обнаружить не удалось, и она была воссоздана в мае 2003 года. А в 2000 году в Германии в городе Бремени была найдена одна из подлинных мозаик Янтарной комнаты — аллегория «Осязание и обоняние». Эта флорентийская мозаика была возвращена в Царское село.

К этому времени мастера уже воссоздали мозаичную картину на эту тему. Но сравнение оригинала и воссозданной мозаики доказало правильность разработанных мастерами-реставраторами технологий, верность цветового решения и подтвердило высочайшую квалификацию русских современных мастеров.

19:19 | 04/ 07/ 2006

МОСКВА, 4 июл — РИА Новости

РИА Новости

*