5 июля 1897 года император Николай II употребил свою власть, чтобы разрешить конфликт между управлением Самаро-Златоустовской железной дороги и крестьянами Самарского уезда. Для увеличения пропускной способности Самаро-Златоустовской железной дороги потребовалась прокладка второго пути на участке Самара – Кинель.

Проектировщики намеревались проложить рельсы по землям крестьянского общества пригорода Алексеевского Самарского уезда. Однако крестьяне на сходе решили, что желание железнодорожников ущемляет их интересы, а оценка отчуждаемых земель явно занижена.

Управление Самаро-Златоустовской железной дороги доложило Министру путей сообщения о возникшем конфликте, и это известие дошло до самого императора. Следует напомнить, что железная дорога принадлежала государству и играла большую роль в экономической жизни страны, связывая ее центральные районы с Сибирью. 5 июля Николай II отдал распоряжение об изъятии у крестьян земель и «… при необходимости безотлагательно приступить к строительным работам, занимать означенные земли и имущества вслед за совершением описи их».

О решении императора был поставлен в известность Самарский губернатор Александр Семенович Брянчанинов. Его канцелярия завела дело «Об отчуждении земли для нужд Самаро-Златостовской железной дороги». К улаживанию конфликта был привлечен предводитель дворянства Самарского уезда граф Н.А.Толстой. Но и он не сумел переубедить крестьян. Тогда управление дороги обратилось к губернатору с просьбой дать распоряжение о принудительной описи земель, имущества и их оценке. Только после этого крестьянское общество «добровольно» согласилось на передачу земли железной дороге и предлагаемой за нее платой.

Строители смогли приступить к устройству вторых путей на участке Самара – Кинель, а канцелярия Самарского губернатора — закрыть дело об отчуждении земли.

*