модели, принадлежит ООО «Новая земля», близкому группе СОК. По словам чиновников администрации Тольятти, СОК в любой момент может потребовать от АвтоВАЗа освободить землю под НТЦ или существенно поднять ставки за ее аренду. Таким образом, АвтоВАЗ рискует остаться без НТЦ в самый разгар работ по разработке нового модельного ряда.

Земля под НТЦ, разрабатывающим новые модели АвтоВАЗа, оказалась в руках у структуры конфликтующей с автозаводом группы СОК

Рисунок: Сергей Тюнин / Коммерсантъ

Как рассказал Ъ источник, близкий к АвтоВАЗу, земля, на которой стоит часть цехов НТЦ АвтоВАЗа, принадлежит ООО «Новая земля». По словам собеседника Ъ, это ООО, в свою очередь, принадлежит предпринимателю Юрию Коноплеву, близкому к руководству группы СОК. В частности, группа СОК спонсирует детский футбольный клуб «Крылья Советов-СОК», президентом которого является господин Коноплев. На каких условиях АвтоВАЗ арендует землю под НТЦ у ООО «Новая земля», собеседник Ъ не пояснил. Между тем после смены руководства автозавода у группы с ним сложились далеко не дружеские отношения.

В пресс-службе группы СОК от комментариев отказались. Однако глава управления земельных ресурсов мэрии Тольятти Наталья Немых подтвердила Ъ, что ООО «Новая земля» владеет 1,9 га земли в Ставропольском районе Самарской области и на этом участке находится ряд объектов АвтоВАЗа – часть НТЦ, заводской музей и станция по обезжелезиванию воды. В пресс-службе АвтоВАЗа Ъ сообщили, что это «обычная юридическая коллизия, которая свойственна российской бизнес-практике, и на работе завода она никак не сказывается».

АвтоВАЗ расположен на земле, которую администрация Тольятти передала ему в аренду на 49 лет. Однако в отношении участка, на котором расположен НТЦ завода, возник правовой казус. Еще в 1981 году был принят план развития Тольятти, согласно которому город должен был расширяться в западном направлении, то есть за счет земель Ставропольского района. В в 1997 году администрации района и города подписали соглашение о передачи Тольятти этого земельного участка. Однако районная администрация не выполнила свои обязательства и в 2000 году неожиданно передала участок новому юрлицу – сельхозпредприятию (СХП) имени Степана Разина. Пытаясь отсудить участок, мэрия Тольятти дошла до Верховного суда, но 2004 году он признал передачу земли СХП законной. В том же году СХП передало землю ООО «Новая земля».

Теперь, отмечает госпожа Немых, «Новая земля» в любой момент может распорядиться участком по своему усмотрению. «ООО вправе резко повысить арендные ставки или вообще потребовать от АвтоВАЗа освободить участок»,– говорит госпожа Немых. Таким образом, АвтоВАЗу остается либо самостоятельно оспаривать право на землю под НТЦ, либо выкупать ее, либо смириться с тем, что она будет в руках собственника, близкого к СОК. Отметим, что перспектива выкупа земли сомнительна. «Новая земля» уже предлагала администрации Тольятти выкупить спорный участок по цене 5,5 млн руб. за 1 га, которая в пять раз выше рыночной.

Напомним, что в январе АвтоВАЗ заявил о намерении поставить на производство более десяти новых моделей в течение пяти лет. Их разработкой занимается непосредственно НТЦ завода. Если у него возникнут проблемы с землей, то амбициозные планы АвтоВАЗа окажутся под угрозой срыва.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, ВЛАДИСЛАВ Ъ-ТРИФОНОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 118 (№ 3449) от 01.07.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ

***