Выдающаяся актриса Жаклин Биссет приехала на Московский кинофестиваль со своим фильмом «Изящное искусство любви». Вопреки названию это довольно мрачная драма, в которой изящная красавица Биссет искусно сыграла жестокую наставницу приюта для будущих балерин.

Англичанка по отцу, француженка по материнской линии Жаклин Биссет родилась и выросла в Англии. Занималась балетом, мечтала стать актрисой. Серьезная болезнь матери заставила ее рано повзрослеть — в шестнадцать лет Жаклин уже «стояла на собственных ногах». Сначала работала официанткой, потом стала фотомоделью. В свои 62 года Биссет ослепительна: сияющие зеленые глаза, очаровательная улыбка, красивые, энергичные руки. О ее фигуре лучшая голливудская художница по костюмам сказала: «Одно из прекраснейших тел, с которыми мне приходилось работать». Жаклин Биссет способна вскружить голову практически любому мужчине, о ее романах ходят слухи — часто недостоверные. Одно известно наверняка: на протяжении семи лет актрису связывали весьма серьезные отношения с русским «невозвращенцем», танцовщиком Александром Годуновым.

Ее первые шаги в кино связаны с именем легендарного англичанина Ричарда Лестера. Едва прибыв в Голливуд в конце 60-х, она оказалась партнершей Фрэнка Синатры в фильме «Детектив», который сразу принес ей мировую известность. Она снялась у великого Франсуа Трюффо, и придирчивые критики тут же назвали ее большой, серьезной актрисой. Она играла в коммерческих хитах «Дикая орхидея», «Служанка», «Убийство в Восточном экспрессе», в серьезных авторских фильмах, таких как «У подножия вулкана» Джона Хьюстона и «Церемония убийства» Клода Шаброля. Жаклин Биссет не знакомы понятия «невостребованность», «непризнанность», «простой». Она не сходит с экрана сорок с лишним лет, у нее более восьмидесяти ролей.

Впрочем, когда дело доходит до личного общения, выясняется, что «ласточка» вовсе не пела. Жаклин здоровается за руку и в отличие от многих своих коллег разговаривает не через стол, а предлагает сесть рядом с ней на диване. Она смотрит собеседнику в глаза, как бы оценивая и взвешивая. И вдруг сама задает первый вопрос.

Жаклин Биссет| Что вы думаете о моей героине из фильма «Изящное искусство любви»?

Российская газета| Думаю, власть — самое тяжелое испытание, которое может выпасть человеку. Особенно женщине.

Биссет| Поймите, моя героиня мечтала стать балериной, но ей это не удалось. К тому же, она живет среди девочек, которые тоже об этом мечтают. И возникает порочный круг насилия, зла. Она мучает свою ученицу, искренне желая сделать из нее великую танцовщицу.

РГ| Правда, что играть жестокость проще, чем доброту?

Биссет| Мне труднее играть отрицательных героинь. Но это интересно. Меня интригуют такие люди — обладающие властью, совершающие страшные вещи.

РГ| На мой взгляд, гораздо труднее ваша роль в фильме «Церемония убийства» Клода Шаброля.

Биссет| Неужели? Почему?

РГ| Образ не развивается. Интеллигентная женщина, пассивная потенциальная жертва, которая не подозревает, что ей и ее семье уготована смерть — от рук собственной прислуги.

Биссет| И тем не менее сниматься в «Церемонии убийства» мне было легко. Я все время думала о том, что переживают эти девушки, которых великолепно играли Сандрин Боннер и Изабель Юппер. Что привело их к этому бессмысленному убийству? Не то, чтобы они мне очень нравились. Дело не в этом. Так же и моя героиня в «Изящном искусстве любви» совершенно не близка мне. Но чтобы попасть в ее внутренний мир, приходилось нечто подобное откапывать в себе.

РГ| Как вы это делали?

Биссет| Пыталась понять, что ей движет. Прежде всего она невероятно одинока. Хочет делать добро, а получается зло.

РГ| Вы в детстве занимались хореографией. Балетный мир действительно жесток?

Биссет| Я мало занималась, пришлось бросить из-за болезни. Так что я толком и не успела проникнуть в этот мир, хотя балет, так или иначе, пронизывает всю мою жизнь… Так вот, я думаю, что в фильме «Изящное искусство любви» есть определенная правда. И то, что девочки, будущие балерины, живут, как заключенные. И то, что моя героиня — надсмотрщица. Особенно грустно, если женщина проявляет жестокость по отношению к женщинам. Мы ведь, как это ни дико, можем быть гораздо жестче мужчин.

РГ| А вы твердый человек?

Биссет| У меня высокая сопротивляемость. Я очень-очень сильная. И жесткая. Да нет, шучу. На самом деле я мягкая и пушистая. (Смеется.)

РГ| Какие воспоминания у вас остались о первой работе в кино? Это ведь был фильм Ричарда Лестера «Сноровка… и как ее приобрести»?

Биссет| Я впервые оказалась на съемочной площадке, и все мне казались очень странными. Особенно Ричард. Он все время валялся на полу. Я думала: «Какие-то больные люди! Что за фильм у них получится?» Потом, когда увидела на экране, решила: «А ничего вроде бы!»

РГ| Еще бы! В 60-х годах фильмы Лестера и других английских режиссеров поколения «рассерженных» были откровением. Кстати, у нас сейчас многие подростки открывают для себя такие картины как «Вечер трудного дня», «Help!», «Желтая подводная лодка». И слушают «Битлз».

Биссет| Невероятно! Впрочем, все возвращается.

РГ| Вы работали с великим Франсуа Трюффо в фильме «Американская ночь». Каким он был на съемочной площадке?

Биссет| Очень чутким. Правда, мне он сразу заявил: «Вы слишком реалистичны, а мне нужно то, что нужно мне». Трюффо создавал удивительную атмосферу, очень теплую. Он даже не использовал яркий свет, а мягкий, рассеянный, так что актеры чувствовали себя очень легко, непринужденно.

РГ| Большинство режиссеров — тираны. Вы миритесь с этим?

Биссет| Не надо забывать о том, что ты присутствуешь на площадке для того, чтобы следовать воле постановщика. Помню, как один из режиссеров сказал: «Ну, хватит демократии, давайте работать». Для меня идеальный режиссер это такой добрый дедушка, который всех обнимает своей любовью.

РГ| Кто из актеров-мужчин был для вас лучшим партнером по съемочной площадке?

Биссет| Самым легендарным был Фрэнк Синатра. Самым точным, координированным — Жан-Поль Бельмондо, самым смешным — Ник Нольти.

РГ| Какие фильмы вы любите как зритель?

Биссет| Сейчас я довольно редко хожу в кино. Меня утомляют даже рекламные ролики к фильмам, особенно — американским. Я люблю хорошее кино, в частности — европейское. В сущности, я благодарный зритель. В современном кино меня огорчает его темная сторона, отсутствие света, надежды.

РГ| Есть жанр, в котором вы ни за что не станете работать?

Биссет| В фильме ужасов.

Валерия Горелова

Дата публикации 30 июня 2006 г.

Российская газета

***