С начала лета Роспотребнадзор и городские санитарные службы начали традиционный прием жалоб на некачественный суррогат, который под видом мороженого продают на оживленных точках столицы. Жалуются и на мороженое, упаковкой и названием похожее на изделия известных марок, но совершенно иное на вкус. Отличить настоящее эскимо или пломбир от дешевой имитации могут только очень наблюдательные покупатели.

— Чтобы не приобрести некачественный продукт, надо в первую очередь обратить внимание на то, кто и как продает мороженое, — сообщил «Известиям» доктор медицинских наук, профессор Института народнохозяйственного прогнозирования Центра демографии и экологии человека РАН Борис Ревич. — Лучше всего покупать мороженое в стационарных торговых точках, оборудованных холодильниками. Если их нет, можно пользоваться услугами лоточников, однако на каждом лотке с мороженым должно быть обозначено, кому он принадлежит. Следует обращать внимание и на цену. Качественное мороженое не может стоить дешевле 5—7 рублей.

Разумеется, продавец может не позволить долго разглядывать этикетку ледяного лакомства на жаре, однако взгляд взыскательного гурмана первым делом ищет на упаковке слово «ГОСТ» — госстандарт рецептуры. Принятая в России стандартизация продуктов не обязывает производителей мороженого строго придерживаться ГОСТов, допустимы и ТУ (технические условия), то есть рецептура собственной, утвержденной и согласованной, разработки. ГОСТы для мороженого очень строги, что гарантирует знаменитое еще с советских времен качество отечественных пломбиров и эскимо. Покупая мороженое, соответствующее ГОСТу, можно быть уверенным, что оно сделано из натурального молочного сырья, а не из пальмового масла с добавлением маргарина и сахарозы. ГОСТы не допускают присутствие в порции более 35% пищевкусовых добавок, ограничивают количество жиров растительного происхождения.

По данным Роспотребнадзора, в Москве встречается мороженое, цветом и фактурой упаковки похожее на продукт известного производителя. К примеру, в крупном магазине продается знаменитый пломбир по соответствующей цене, а у входа с лотков торгуют почти таким же, но в полтора раза дешевле и совсем другого вкуса. Формально это законно: на этикетках дешевого мороженого честно написано «сахарный рожок» вместо «пломбира», но большинство покупателей предпочитают не играть в «найди десять отличий» и быстро раскупают знакомый, как им кажется, товар.

Попадается и откровенный «самопал». Легальные технологии не предусматривают укладку вафельных рожков с мороженым в картонные коробки. Каждая порция должна быть индивидуально и герметично упакована, а на обертке обязательно указывается подробный состав, калорийность, дата производства и срок хранения, исчерпывающие сведения о производителе и его координаты. Если все-таки вам попалось мороженое сомнительного происхождения, прежде чем отведать его, обратите внимание на внешний вид продукта. Настоящее мороженое (что по ГОСТу, что по ТУ) имеет однородную консистенцию, равномерный цвет, не содержит комочков, сгустков и прочих конкреций — если, конечно, это не наполнитель — орехи, изюм или шоколад. Заподозрив неладное, можно пожаловаться на «горячую линию» департамента потребительского рынка и услуг: 200-48-52 и 781-74-38.

Борис Устюгов

15:56 29.06.06

Известия

***