В обзоре российских газет:

    * Иностранным журналистам рассказали о «суверенной демократии» в России

    * Российская оппозиция представит G-8 «другую Россию»

    * Госдума переосмыслила понятие экстремизм

«Наша российская модель демократии называется «суверенной демократией». Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне» Владислав Сурков

«Сурков вышел из тени»

Российские газеты рассказывают о встрече замглавы администрации президента Владислава Суркова с иностранными журналистами, на которой он освещал вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики России. Издания связывают выступление Суркова с предстоящим саммитом «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге и считают, что он огласил точку зрения Кремля по поводу претензий Запада к российской демократии.

Газеты расставляют акценты на различных моментах выступления Владислава Суркова, тем самым определяя свое отношение к мероприятию. «Коммерсант» считает, что «Владислав Сурков развел демократию». «Кремль сказал вражеским СМИ свое твердое слово», — констатирует в заголовке «Независимая газета». «Российская газета» цитирует замглавы президента: «Мы строим суверенную демократию». «Так всем и передайте», — это заголовок во «Времени новостей». «Ведомости» отмечают, что «Сурков вышел из тени», а «Газета» назвала его «глашатаем».

«…Сурков не был бы Сурковым, если бы не превратил общение с журналистами в фейерверк политологии пополам с политтехнологией, — считает «Газета». — Несмотря на фрагментарность, из его высказываний вполне выстраивается новая философия российского государства».

При этом, практически все издания, описывая встречу Суркова и представителями иностранных СМИ, ссылаются на данные информагентств, поскольку журналистам российских изданий побывать на встрече не довелось. «Встреча проходила в рамках подготовки к июльскому саммиту «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, поэтому из российских СМИ на нее были приглашены лишь представители информагентств», — объясняет «Коммерсант» в редакционном комментарии отдела политики.

«Коммерсант» пишет, что, несмотря на заявленную международную тематику брифинга, главными на нем стали вопросы внутренней политики России. «Точнее, то, как к этой политике относятся на Западе», — уточняет издание. «Наша российская модель демократии называется «суверенной демократией», — цитирует газета замглавы администрации. — Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне».

«…Вчерашнее выступление замглавы администрации выглядит как предупреждение лидерам «восьмерки» о том, что поднимать на саммите внутриполитические вопросы Москва своим гостям не рекомендует», — это мнение отдела политики «Коммерсанта».

С тем, что вчерашние заявления Владислава Суркова адресованы прежде всего западным лидерам, согласны и российские оппозиционеры. «Идет пропагандистская подготовка к саммиту, — приводит «Коммерсант» слова лидера Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова. — Тон, взятый Сурковым, умеренно вежливый: мол, не лезьте в наши дела, мы сами с усами».

«В то же время близкий к Кремлю политолог Глеб Павловский полагает, что обсуждение на саммите вопроса о «степени демократичности России» было бы «возможным, но странным», — пишет издание. И тут же цитирует Павловского: «Обсуждать можно сколько угодно. Но с позиции «учитель-ученик», «инквизитор-еретик» Россия точно не будет обсуждать ни с кем свое политическое устройство. А на равноправной основе можно обсуждать все что угодно».

«Независимая газета» со ссылкой на свой источник в Кремле утверждает, что брифинг Суркова прошел «по прямой рекомендации американской PR-компании Ketchum, которая должна помочь России избавиться от негативного имиджа в преддверии саммита G-8 в Санкт-Петербурге».

А главной новостью брифинга «Независимая» считает заявление замглавы президентской администрации о том, что глава России может стать партийным. «Беспартийность президента в России, по словам Суркова, — это «дело поправимое в ближайшей исторической перспективе», — пишет «НГ». «Какой партии, Сурков не сказал, но выразил полную поддержку «Единой России», — делают акцент «Ведомости».

«Сурков вышел из тени», — констатируют «Ведомости». «Участившиеся выступления Суркова, весьма вероятно, связаны с его стремлением стать публичной фигурой, — приводит газета мнение бывшего замглавы администрации президента Олега Сысуева. — А кроме того, Сурков может быть недоволен работой близких к Кремлю экспертов, разъясняющих журналистам политику администрации, и все чаще предпочитает делать это сам».

«Заместитель главы администрации президента России Владислав Сурков считается одним из самых влиятельных и одновременно одним из наиболее молчаливых российских чиновников», — согласны во «Времени новостей». Газета называет его встречу с иностранными журналистами «редким бенефисом».

«Антисаммит G-8»

«Коммерсант» и «Независимая газета» сегодня рассказывают о конференции «Другая Россия», которая пройдет 11-12 июля в Москве. «Коммерсант» называет ее «антисаммитом» G-8.

Газета рассказывает, что в оргкомитет вошли лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров, политолог Георгий Сатаров и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

«Коммерсант» рассказывает, что Георгий Сатаров на презентации конференции сформулировал повестку антисаммита как «мирное сосуществование против войны, развязанной властью», сославшись на то, что сопоставление «войны и мира» ему подсказал согласившийся принять участие в конференции экс-советник президента и бывший представитель России в «Большой восьмерке» Андрей Илларионов. «Сам господин Илларионов говорил о необходимости борьбы с «моделью монополии во всех сферах жизни страны, которую избрала официальная Россия», — пишет «Коммерсант».

Издание отмечает, что альтернативную конференцию некоторые СМИ уже поспешили обвинить в «связях с Кремлем». «Оппозиционное мнение на фоне официального саммита может создать у западных гостей иллюзию «демократического плюрализма» в России», — отмечает «Коммерсант» и дает по этому поводу комментарий Андрея Илларионова.

«Если бы власть нас использовала, она бы поспешила помочь — финансированием, пиаром конференции, — цитирует издание бывшего советника президента. — Но ситуация такова, что пока организаторы встречаются только с препятствиями». Газета рассказывает в этой связи об организационных сложностях устроителей конференции, в которых те обвиняют власть.

«Они обвиняют в своих бедах какие-то абстрактные власти, а это сложно опровергать — получается, что в проблемах со сбором участников тоже виноват Кремль, — приводит «Коммерсант» по этому поводу мнение неназванного источника в президентской администрации. — Есть дела и поважнее, чем заниматься пакостями пока маловразумительному объединению. Это какой-то уж с ежом, бактерии, которые собрались под микроскопом».

Несообразности борьбы с экстремизмом

«Газета» рассказывает о заседании Госдумы на котором в первом чтении были приняты поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности». «Думцы подвели под понятие «экстремизм» половину УК», — делает вывод издание.

Газета рассказывает, что теперь экстремизмом будет считаться «деятельность общественных и религиозных объединений, СМИ или физических лиц, если они планировали насильственное изменение конституционного строя, захват власти и совершение террористических актов, а также возбуждали расовую, национальную, религиозную рознь и социальную рознь, унижали национальное достоинство, пропагандировали исключительность и превосходство (либо неполноценность) по национальному или религиозному признаку».

«Газета» пишет, что с этими признаками экстремистской деятельности нельзя не согласиться, но отмечает, что авторы пошли дальше и отнесли к экстремизму «воспрепятствование законной деятельности органов госвласти, избирательных органов, соединенное с насилием или угрозой его применения».

«Если следовать букве документа, то стихийный митинг обманутых дольщиков, в ходе которого разгоряченные граждане нелицеприятно выражались в адрес власти, или стычка с ОМОНом, как в Бутове, могут быть квалифицированы как экстремизм, — делает вывод издание. — Под эту же статью подпадет и «публичная клевета на должностное лицо, когда его обвиняют в экстремистском деянии или в особо тяжком или тяжком преступлении».

«Газета» отмечает достаточно много несообразностей в поправках к законодательству. К ним, например, относится то, что согласно новой редакции, к ответственности за экстремизм могут быть привлечены издательства и авторы книг по истории, рассказывающие о вооруженных силах Германии и Италии 30-40-х годов, авторы и исполнители пьес о Гитлере и Муссолини, производители кино- и театрального реквизита.

«Ведь под экстремистской деятельностью авторы законопроекта предлагают считать пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутики», — разъясняет издание и выражает надежду, что ко второму чтению подобные несообразности в новой редакции закона исчезнут.

Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 29 июня 2006 г., 04:38 GMT 08:38 MCK

Би-би-си

***