На экраны выходит фильм «Связь», режиссерский дебют писательницы и телеведущей Авдотьи Смирновой. О работе над фильмом она рассказала BBCRussian.com. По звонку будильника просыпаются Он и Она. Он — в Москве, Она — в Петербурге. Он — процветающий бизнесмен, она — рекламный агент в издательстве; он — образцовый семьянин с женой-красавицей, она — примерная мать семейства. Между ними нет ничего общего, а связывает их только любовь.

«Я хотела снять картину простую, как мычание, — без сложностей, без авторских выпендрежей — именно потому, что я очень хочу, чтобы ее посмотрел широкий зритель», — говорит Смирнова, сменившая в новом амплуа уменьшительно-ласкательное имя «Дуня» на паспортное — «Авдотья». «Стара я уже для того, чтобы быть Дуней», — улыбается режиссер-дебютант, которая в день начала всероссийского проката фильма отмечает 37-летие.

Эротика по-пионерски

Сценарий картины был написан для мэтра и соратника, режиссера Алексея Учителя. На роль Нины пригласили Анну Михалкову, а Илью сыграл Михаил Пореченков.

«В Ане есть то, что мне было совершенно необходимо для этой роли, — говорит Смирнова. — Сочетание женского и детского — она одновременно и баба, и ребенок! А с Мишей Пореченковым их связывает тесная дружба». По мнению режиссера, близкая дружба в жизни помогла актерам изобразить интимную связь на экране.

В фильме об анатомии адюльтера нет интимных сцен, а эротические эпизоды происходят в основном не в постели, а за ресторанными столиками. Любовники лакомятся улитками, раскуривают на двоих сигареты и слегка соприкасаются рукавами, но, оказавшись в гостиничном номере, долго переставляют мебель и скандируют песни из пионерского детства.

Смирнова утверждает, что пик эротического накала достигается, когда Михалкова с трогательным садомазохистским задором наряжается пионеркой. По мнению режиссера, русская культура, литературоцентричная по своей природе, плохо приспособлена к визуальной передаче эротики: «Сравните, к примеру, русскую икону и итальянскую фреску. Икона — про дух, а фреска — прежде всего про тело!».

Мелодрама как семейный бизнес

Связь Нины и Ильи — не единственная сюжетная линия фильма. В процессе съемок Авдотья Смирнова решила сменить название проекта «Времена года» на волнующую воображение современного зрителя многозначную «Связь».

«В начале фильма это связь-адюльтер, потом — связь между героями, которую они ощущают, а к концу истории — связь Нины и Ильи с их семьями, обязательствами. Связь как «связанность». Почему в жизни любого взрослого человека приход большой любви — это катастрофа? Потому что к середине жизни мы опутаны, как Гулливер, и каждое наше движение отзывается на других людях,» — говорит автор первой романтической мелодрамы постсоветского периода.

Киноманы найдут в «Связи» море прямых и скрытых цитат из киноклассики. От «Мужчины и женщины» Клода Лелюша до «Осени», пробившегося сквозь советскую цензуру хита семидесятых, снятого отцом Авдотьи, Андреем Смирновым, с ее матерью, Натальей Рудной, в главной роли.

В «Связи» Наталья Рудная сыграла мать Нины. Авдотья Смирнова и ее мама даже вмонтировали в картину фото-привет папе: когда Нина и ее мама выясняют отношения на кухне, между ними, в глубине кадра, висит фотография Марины Цветаевой.

«Это такая наша семейная шутка, — рассказывает Авдотья Смирнова. — Такая же фотография была у героини «Осени». Когда мы с мамой придумывали ее роль в «Связи», мы решили, что мама Нины — суровая женщина-инженер в бриджах и мужской рубашке — это постаревшая Саша Никитина из папиной «Осени»».

Художник должен быть двуполым

В работе над фильмом режиссеру-дебютанту помогала звездная команда профессионалов. Оператор Сергей Мачильский создал зернистую картинку в стиле ретро, из которой по мере исчезновения любви уходит цвет. Борис Гребенщиков написал музыку к фильму, а в эпизодах снялись Дмитрий Шевченко, Ирина Розанова, Леонид Ярмольник.

Роман героев нашего времени, москвича и петербурженки, разыгранный под стоны мобильных телефонов на фоне итальянской кухонной фурнитуры, снят обстоятельно и достоверно. Доступные женскому режиссерскому взгляду мелкие жизненные подробности успешно воздействуют на зрительское подсознание.

Авдотья Смирнова категорически отказывается считать свое кино женским: «Не бывает никакого женского кино! Бывает кино хорошее и плохое. Я абсолютно убеждена в том, что художник должен быть двуполым: если ты художник, ты должен отрастить в себе другой пол. Иначе изображенная тобой картина мира получится очень однобокой!».

Судя по реакции мужской аудитории «Кинотавра», жюри которого назвало фильм «лучшим дебютом», у прокатчиков хорошие шансы на то, чтобы превратить малобюджетную, по нынешним российским меркам, «Связь» в суперхит.

Авдотья Смирнова рассказывает, что, по отзывам очевидцев, к середине фильма 70% процентов мужчин, находившихся в зале с супругами, «страшно напряглись». А выходившие с сочинской премьеры представители сильного пола потрясенно спрашивали друг друга: «А у тебя-то… это… как в семье-то?»

«Дело в том, что такая или очень похожая история происходила в жизни почти каждого взрослого человека. Это значит, что зритель узнает себя в героях фильма и проникнется к ним сочувствием», — уверена ведущая «Школы злословия».

Мария Бейкер

для BBCRussian.com

среда, 28 июня 2006 г., 10:00 GMT 14:00 MCK

Би-би-си

*