В этом проекте морского судна авторы решили совместить идеи из нескольких областей техники. И всё для того, чтобы однажды пассажирский паром на крыльях сумел… Нет, не взлететь, а всего лишь поплыть. Но поплыть весьма быстро.

И это скоростной паром? Спокойно, читаем материал (иллюстрация Commercial Naval Architects).

В этом проекте морского судна авторы решили совместить идеи из нескольких областей техники. И всё для того, чтобы однажды пассажирский паром на крыльях сумел… Нет, не взлететь, а всего лишь поплыть. Но поплыть весьма быстро.

Австралийская компания Commercial Naval Architects (CNA) специализируется на проектировании судов самого разного класса. Энное число моторных яхт, барж для руды или лодок для дайверов, разработанных ею, уже плавает в океанах. Однако наибольший интерес вызывают перспективные проекты CNA.

Среди них – два пассажирских судна, одно из которых словно приплыло к нам из прошлого, а второе, напротив, явно нацелено в будущее.

Каких только проектов (как бумажных, так и уже реализованных в металле) скоростных судов мы в последнее время не видели. Не считая давно знакомых, но иной раз появляющихся в необычном облике аппаратов на подводных крыльях и воздушных подушках, а также экранопланов.

Инженеры выдали нам рекордный прокалыватель волн, и футуристический боевой катер с малой площадью ватерлинии, и грузовые пентамараны, и скоростной десантный паром, почти не оставляющий за собой следов на воде.

Полулетящий, полуплывущий паром должен развивать большую скорость, но её точного значения в проекте нет (иллюстрация Commercial Naval Architects).

Кажется, удивляться в этой области больше нечему, но вот дизайнер CNA Дэвид Макглинчи (David McGlinchey) разработал гибрид водоизмещающего судна и экраноплана – «Тасманийский экспресс» (Tasman Express).

Скажете – любой экраноплан и так может плыть как водоизмещающее судно. Но здесь замысел иной – воздушные крылья Tasman Express сравнительно небольшие, они не могут оторвать его от поверхности воды, а лишь приподнимают, уменьшая площадь соприкосновения корпуса с водой.

По краям крыльев – боковые поплавки, работающие не столько на поддержку веса машины, сколько на устойчивость.

Авторы проекта полагают, что только совместная работа двух типов движков, а в ряде ситуаций – их работа по отдельности, придаст парому должную экономичность (иллюстрация Commercial Naval Architects).

Логично спросить, раз воздушные крылья здесь не рассчитаны на полноценный полёт, как у экраноплана, почему тогда просто не воспользоваться подводными крыльями? Очевидно, потому, что последние мешают при маневрировании на мелководье. И нужно либо исключить попадание судна туда, где оно может повредить подводные крылья, либо выполнить их подъёмными, что сильно усложнило бы проект. Так что это судно — экраноплан лишь частично.

Гибрид Tasman Express, по замыслу его автора, будет приводиться в движение гибридным же способом – под водой, скрытые в задней части основного корпуса, будут трудиться четыре мощных водомёта, а в воздухе – пара авиационных газотурбинных двигателей, закреплённых под крыльями.

61-метровый паром должен вмещать 500 пассажиров и 20 членов экипажа.

Из особенностей дизайна Tasman Express обращает на себя внимание эллиптическая (в плане) форма корпуса и надстроек. Макглинчи полагает, что это решение позволит его судну, во-первых, испытывать меньшее тормозящее действие со стороны волн (конечно, на большой скорости, когда корпус будет приподнят вверх), а во-вторых – меньшее действие со стороны ветра, причём, дующего с любого направления.

Округлые формы надстройки позволили сделать рулевую рубку с великолепным 360-градусным обзором, а под ней – нарисовать ресторан, с таким же прекрасным видом.

Слова из известной песенки «…И ужасно, и ужасно тихий ход» для этого современного теплохода подходят как нельзя лучше (иллюстрация Commercial Naval Architects).

Австралийская компания считает, что комбинация тримарана со сравнительно маленькими воздушными крыльями, достаточными, чтобы уменьшить осадку аппарата на ходу, но не создающими существенного сопротивления, позволит этому парому стать одновременно и быстрым, и экономичным.

Любопытно, что наряду со скоростным пассажирским аппаратом, австралийцы, видимо в пику, разработали проект «крайне медленного» судна. Зачем? Его цель совсем иная.

Колёсный (чуть было не сказали «пароход», но тут дизели, а не паровая машина) теплоход, внешне стилизован под американские колёсные пароходы начала XIX века. И, как нетрудно догадаться, должен служить для развлечения туристов.

Интерьер нового «колёсника», пожалуй, находится вне времени (иллюстрация Commercial Naval Architects).

Технически этот 40-метровый «колёсник» вполне современен. Лишь внешне он навевает мысли о глубокой старине, но спроектирован от киля до верхушек труб – полностью с нуля.

500-тонное судно должны приводить в движение два 500-сильных дизеля, которые обеспечат 260 пассажирам вдумчивое созерцание окрестностей на максимальной скорости аж в 10 узлов (18,5 километров в час).

Австралийцы весьма подробно продумали свои проекты, но единственное, что пока остаётся в них неясным – перспектива воплощения. А жаль, ведь Paddle Wheeler, то есть — «колёсник», очень здорово смотрелся бы в паре с крылатым Tasman Express.

26 июня 2006

MEMBRANA

MEMBRANA

***