Буквально фонтанирующий идеями по улучшению демографической ситуации в стране Владимир Путин разразился новой инициативой — не претендующей на оригинальность, но, как водится, на бумаге выглядящей весьма многообещающей. Опубликованный вчера указ главы государства «О мерах по оказанию содействия по добровольному возвращению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», по сути, является личным приглашением президента к диаспоре, насчитывающей, по данным МИДа, 15—16 млн человек только в странах СНГ и Балтии.

Подписанная же вместе с указом одноименная государственная программа должна стать основной гарантией того, что приглашающая сторона возьмет на себя все финансовые расходы по переезду и обустройству в нашей стране русскоязычных жителей соседних государств.

Кремль, судя по всему, рассчитывает, что именно русскоязычные соотечественники, еще способные верить российским властям, помогут ликвидировать кадровый голод до тех пор, пока не достигнет трудоспособного возраста поколение ожидаемого «бэби-бума»-2007, зачатое под аплодисменты в адрес г-на Путина, пообещавшего «стартовый материнский капитал» в 250 тыс. руб. женщинам, решившимся на второго ребенка. В самых первых строках государственной программы говорится, что она лишь «дополняет систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ». Но президент на встрече с правительством потребовал вчера отнестись к этому дополнению «самым внимательным образом». «От того, как будет выстроена работа, зависит, насколько эффективно она будет внедряться в жизнь», — подчеркнул Владимир Путин, предупредив, что администрация президента будет контролировать выполнение указа и программы содействия возвращению соотечественников.

Правда, даже написание программы уже не уложилось в график. Создав в феврале межведомственную рабочую группу и поручив возглавить ее своему помощнику Виктору Иванову, которого причисляют к силовому крылу президентского окружения, г-н Путин распорядился подготовить документ до 1 июня. Но получил его на подпись почти месяц спустя. А ведь предполагается, что уже до конца года все содержащиеся в указе главы государства обещания должны быть воплощены в законы, постановления правительства, подзаконные акты и расходные статьи бюджета. Причем обещаний уже дано немало, и по «капиталоемкости» они на порядок превышают суммы, выделяемые сегодня Россией на поддержку соотечественников за рубежом (до конца 2006-го, по словам заместителя директора департамента информации и печати МИД РФ Георгия Власкина, будет выделено 324 млн руб.). В опубликованной вчера «урезанной» версии государственной программы цифры расходов не фигурируют, но источники «Времени новостей», видевшие рабочие документы, уверяют, что счет идет на миллиарды.

Причем составление предложений, которые должны быть настолько привлекательны, чтобы заставить миллионы людей сорваться с мест и переселиться в Россию, поручено регионам. От себя российское государство обещает лишь гостеприимство, формализованное в упрощенные правила получения гражданства (прямо в документе о сроках не говорится, но по косвенным данным можно судить о том, что эта процедура для соотечественников будет занимать не более полугода), оплату из федерального бюджета билетов (причем вовсе не плацкартных), транспортный контейнер на 5 тонн (для больших семей — два), подъемные, медстраховку, детсад и на первое время пособие для не сумевших быстро трудоустроиться (в экономически благополучных регионах выплачиваться не будет). Заинтересованные же в рабочих руках регионы должны представить подробные планы обеспечения мигрантов работой и жильем, и в целом адаптации к российским реалиям. Утверждать региональные программы содействия добровольному переселению соотечественников будет правительство. И уже сейчас ясно, что предпочтение будет отдаваться так называемым территориям категории «А» (приграничным областям и краям с сокращающимся населением) и «Б» (нуждающиеся в рабочих руках для реализации крупных инвестиционных проектов регионы).

Поскольку предполагается, что программы стабилизации численности населения в регионах за счет русскоязычных соотечественников будут финансироваться по большей части из федерального бюджета, уже сейчас между субъектами федерации разворачивается борьба за право стать пилотной территорией. Указ президента уже выделил в числе первоочередных претендентов Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Иркутскую, Калининградскую, Калужскую, Липецкую, Новосибирскую, Тамбовскую, Тверскую и Тюменскую области.

Калининградская область, которая, согласно своей стратегии социально-экономического развития, планирует за ближайшие пятнадцать лет удвоить численность населения и дойти до порога в 2 млн человек, программу привлечения соотечественников из соседних государств, в частности из Латвии, отправила в Москву еще в мае. «Я на 90% уверен, что мы попадем в число пяти-семи пилотных российских регионов, где будут применяться миграционные новации», — сказал тогда губернатор Георгий Боос. По его словам, переселенцы самому западному российскому региону нужны. «У нас чуть больше 20 тыс. вакансий. При этом мы составили специальную карту прогнозируемой потребности специалистов, разложили все по отраслям и по годам», — пояснил губернатор.

Идея восполнения калининградского рынка трудовых ресурсов за счет миграции впервые была предложена еще в 1980-е. Как рассказал «Времени новостей» экс-директор института «Калининградгражданпроект» и начальник областного управления архитектуры и градостроительства Владилен Адрианов, тогда был проведен детальный анализ возможностей области в плане приема дополнительного населения. «Мы пришли к выводу, что все города региона, кроме Гусева, могли дополнительно принять 50—100% жителей, не выходя при этом за свои границы. Сельское население тоже можно было удвоить, — напомнил г-н Адрианов. — Мы внесли руководству области предложение об изменении миграционной политики, но тогда оно не было поддержано».

Нынешние калининградские власти не надо уговаривать поддерживать эту инициативу. Тем более что на сей раз исходит она от президента России. Региональный министр развития промышленности и предпринимательства Николай Власенко сетует на недостаток квалифицированных кадров. «Грамотным спецам даже квартиры покупают, так что у толковых мигрантов проблем с жильем, думаю, не возникнет», — говорит министр, по мнению которого наиболее востребованными новые рабочие руки могут оказаться в нескольких промышленных сферах региональной экономики: янтарном производстве, деревообработке, судостроении, агробизнесе. «Отдельно замечу, что ставку мы намерены сделать и на инновационную сферу. Так что грамотный инженер или компьютерщик окажется у нас желанным гостем», — добавил г-н Власенко.

Правда, калининградцы хотели бы убедиться в том, что указ Владимира Путина о содействии возвращению соотечественников будет быстро подкреплен другими инициативами российской власти. «Необходимо либерализовать российский закон о гражданстве, — заявил «Времени новостей» замглавы комитета областной Думы по международным и межрегиональным делам Соломон Гинзбург. — В противном случае эта идея останется декларацией. Я, например, уже несколько лет пытаюсь как депутат помочь учительнице местной школы. Она приехала в Калининград из Ташкента и никак не может получить российское гражданство. Просто пригласить людей — этого все же маловато». Он также заметил, что в президентском указе весьма расплывчато говорится о «подъемных» для переселенцев. «Сколько эти люди получат? Очень сомневаюсь, что наши соотечественники, проживающие в Латвии, поедут к нам из-за пары тысяч долларов. Да, их там притесняют. Но в целом их уровень жизни выше, чем в Калининграде», — пояснил г-н Гинзбург.

С ним согласен и председатель Русской общины Латвии Вячеслав Алтухов. По его мнению, сумма «подъемных» должна быть не меньше 5 тыс. долл. на семью. «Мы очень рады, что такая программа появилась, — заявил он «Времени новостей». — Мы ждем, что теперь нас вооружат конкретными данными: желательный возраст переселенцев, профессии, получат ли они жилье и переобучение». При этом г-н Алтухов особо подчеркнул, что «просто так срываться никто не станет».

Именно сомнение бывших соотечественников, перед глазами которых далеко не самый привлекательный пример переселенцев первой постсоветской волны, и может стать одним из главных препятствий для реализации новой президентской идеи. Желание региональных чиновников освоить средства, которые будут выделяться в рамках этой госпрограммы, а заодно и поправить ситуацию на рынке труда, явно не помогут сломить выработавшийся с годами скепсис. Председатель исполкома Форума переселенческих организаций Лидия Графова считает, что программа должна была в первую очередь поддержать тех соотечественников, кто приехал в Россию в 1990-е и до сих пор не получил ни обещанной помощи, ни гражданства, ни даже статуса вынужденного переселенца. «Странно звать новых людей, когда у нас 1,5 млн приехавших ранее не имеют гражданства, миллионы не имеют статуса вынужденного переселенца или были лишены его после того, как миграционную службу передали в МВД, — заявила она «Времени новостей». — А многие из имеющих статус ждут материальной помощи от государства с 1992 года. И про них в новой программе ни слова».

По словам г-жи Графовой, представители защищающих права мигрантов общественных организаций смогли ознакомиться с программой уже в июне, когда было ясно, что их предложения уже не будут туда внесены. Однако даже сугубо декларационный президентский указ и однобокую госпрограмму лидер Форума переселенческих организаций считает существенным прорывом. «Это, конечно, пиаровский ход, но он ценен хотя бы тем, что защищает, если можно так сказать, имидж мигранта. Провозглашает его благом для России, а не обузой, — говорит Лидия Графова. — Этот лозунг нашей организации мы пытались донести до власти более десяти лет».

Олег ВОЛКОВ, Вадим СМИРНОВ, Калининград

Время новостей

N°110

27 июня 2006

Время новостей

***