Роджер Уотерс, основатель и автор одной из наиболее прославленных рок-групп всех времен, Pink Floyd, выступил на Васильевском спуске в рамках своего мирового тура In The Flesh. Помимо ностальгии, он привез в российскую столицу прекрасно отстроенный современный звук, профессиональных музыкантов, обладающих, как на подбор, великолепными вокальными данными, и желание подарить свои песни тем, у кого не хватило денег на билеты в дорогие и удобные сектора.

За спиной десятки концертов тура-2006 и 63 года жизни, но Роджер Уотерс еще способен сотрясать Кремлевскую стену.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИНинкой

После распада классического Pink Floyd в 80-е, Роджер Уотерс оказался, пожалуй, наиболее плодовитым и успешным из бывших участников коллектива. Он записывает сольные пластинки, пишет саундтрек к фильму «Когда дует ветер» (1986), создает даже оперу Ca Ira, над которой работал около 15 лет. С его именем ассоциируется у меломанов и главные, программные вещи Pink Floyd – ключевые композиции альбомов The Wall, Wish You Were Here, The Dark Side Of The Moon. Последняя пластинка, вещи с которой Уотерс и его музыканты воспроизвели в Москве полностью, считается поворотным моментом в популярной музыке второй половины XX века.

В свои 63 года дедушка бодр, ироничен и по-прежнему, как и в бунтарские молодые годы, небезучастен ко всему, что творится сегодня в мире. И даже оказывается в центре политических скандалов. Перед поездкой в Москву, будучи с концертом в Израиле, он посетил «стену безопасности», отделяющую израильские территории от палестинских в районе Бейт-Лехема, и, выразив свое отношение к увиденному, начертал на ней красным спреем идейную строчку из альбома The Wall: «Нет контролю над мыслями!» Израильские власти незамедлительно подали на музыканта жалобу, обвинив его в порче армии обороны Израиля. Политическая составляющая бросалась в глаза и на московской программе Уотерса. В кадрах видеоряда, который проецировался на больших экранах, умиротворяющие виды природы и абстрактные картинки чередуются с портретами Буша, Сталина Мао, летящими бомбить города самолетами и изображениями равнодушно идущих по своим делам горожан. Мощная автобиографичная композиция про Бейрут, предваренная рассказом Уотерса о том, как он лет в 17–18 совершил поездку на Ближний Восток, где прожил некоторое время в одной гостеприимной семье, содержала недвусмысленные восклицания: «О, Джордж!» А в другой песне на заднике сцены бегущей строкой появилась строка из песни: «Мальчики! Возвращайтесь назад!»

Чутко, как человек истинно левых взглядов, среагировал Роджер и на ситуацию на Васильевском спуске. Концертное пространство было организовано почему-то таким образом, что только привилегированная часть публики, купившая дорогущие билеты (цена доходила до тысячи долларов), расположилась между сценой и собором Василия Блаженного, вкушая все прелести света и звука. Большая часть зрителей, среди которых, кстати, главным образом и были настоящие меломаны и ценители творчества Pink Floyd, оказалась примерно в двухстах метрах сбоку (!) от сцены, образовав гигантскую кишку так называемого «танцпола» от Васильевского спуска чуть ли не до самых останков гостиницы «Россия». Сцену оттуда было почти не видно. Так вот, Уотерс, видя такую вопиющую несправедливость, нарочито демонстрировал симпатию именно к этой части публики, делая приветственные знаки и периодически обращаясь непосредственно к далекому партеру. А во второй части программы специально добился у организаторов возможности совершить «хождение в народ» с гитарой наперевес. Думаю, излишне говорить, какому сегменту публики он отдал предпочтение.

Однако все это, разумеется, сопутствующие факторы. А главной в выступлениях Роджера Уотерса была и остается по-прежнему музыка. Начав блистательный трехчасовой концерт с темы The Happiest Days Of Our Lives из The Wall, музыкант заставил зрителей затаить дыхание и мгновенно погрузиться в многоцветный и глубокий мир Pink Floyd, наполненный для многих давних поклонников группы очень личными переживаниями.

Погружаться в эту вселенную помогали особые эффекты. Например, специальная акустическая система квадрафонического звучания, играющая панорамой звука и перепадами громкости столь впечатляюще, что зрители порой входили в некое подобие транса. Мощная волна хорошо отстроенного звука со сцены – и вдруг разговоры из динамиков где-то за спиной, будто тебе на ухо, бряцанье «презренного металла» в Money, перебегающее от колонки к колонке по кругу, и тут же – гул вертолета, настолько реалистичный, что порой хотелось на всякий случай пригнуться.

Что касается самого уровня концертного исполнения, такого мастерства Москва не видела давно. Роджер Уотерс и его музыканты не обманули ожиданий, нота в ноту воспроизведя во второй части программы, как и было обещано, весь альбом The Dark Side Of The Moon, а в первой – наиболее значимые и столь же горячо любимые поклонниками музыканта песни из других номерных альбомов Pink Floyd и сольного творчества Уотерса. Прозвучали – Another Brick In The Wall, Mother, Amused To Death, The Pros and Cons of Hitchhiking, Eclipse, In The Flesh и другие.

Особенно прекрасен был тот момент, когда заключительные, затухающие аккорды Wish You Were Here совпали с боем часов на Спасской башне, окончательно сдвинув куда-то набекрень в нашем сознании привычное восприятие времени и пространства. И не беда, что тональности несколько не совпали. Зато – настоящая психоделика!

ВЛАДИМИР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

26.06.06

понедельник

Новые Известия

***