В обзоре российских газет:

    * В Минске прошел саммит ЕврАзЭС

    * Устинова отправили в политссылку

    * Украинское руководство вновь раздирают противоречия

ЕврАзЭС сбавляет темпы

В пятницу президент России Владимир Путин прилетел в столицу Белоруссии Минск и принял участие в заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и сессии Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ).

«После заседания он окончательно, казалось, разочаровался в хозяине саммита — президенте Белоруссии Александре Лукашенко. А после сессии настолько, казалось, доверился президенту Узбекистана Исламу Каримову, что российские чиновники начали всерьез обсуждать перспективы участия коллективных сил ОДКБ в афганском урегулировании», — замечает специальный корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников.

Лукашенко сообщил, что большинство пунктов повестки дня согласованы и приняты без обсуждения. Кроме размера оклада генсека ЕврАзЭС решено провести Евразийские спортивные игры среди юношей и девушек и фестиваль культур народов Евразии. «Негусто», — констатирует Колесников.

По словам специального корреспондента, не был согласован только один документ, который президенты намерены были подписать на саммите, проект «Концепция международной деятельности Евразийского экономического сообщества». «Очевидно, Лукашенко считал, что все-таки его можно было подписать, а Путин был уверен, что нет», — продолжает Колесников.

«Что же в документе могло насторожить Путина?» — задается вопросом специальный корреспондент. И отвечает: «Один пункт, например, звучит так: «Необходимо обеспечивать интересы государств-членов ЕврАзЭС при их вступлении в ВТО, в том числе с учетом перспективы создания таможенного союза». А другой пункт: «Согласованные условия присоединения к ВТО являются определяющим фактором дальнейшего успешного развития ЕврАзЭС».

Колесников поясняет, что Лукашенко хочет, чтобы страны ЕврАзЭС, вступив в ВТО, «втащили» туда и Белоруссию. «Ответного желания Александр Лукашенко, судя по всему, у коллег не встретил», — констатирует специальный корреспондент.

По словам Колесникова, для Путина это был только повод еще больше испортить отношения с Лукашенко. «Настоящее раздражение Владимира Путина вызвали короткие переговоры по газовой проблеме. Александр Лукашенко категорически против повышения цен на газ, который Россия поставляет в Белоруссию, и, кроме того, не хочет расставаться с контрольным пакетом акций «Белтрансгаза», — объясняет специальный корреспондент.

На 16-м саммите ЕврАзЭС президенты стран-участниц были вынуждены констатировать — экономическая интеграция на пространстве СНГ сбрасывает темпы. Об этом пишет «Российская газета».

«Сегодня ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающейся организацией, по сути, локомотивом экономической интеграции на пространстве СНГ», — подчеркнул президент России Владимир Путин после того, как лидеры провели долгие переговоры в узком составе. «Выходили они предельно собранные и, как потом оказалось, всерьез недовольные происходящим», — продолжает издание.

Как отметил российский лидер, изначально планировалось выйти через Таможенный союз к единому экономическому пространству в рамках организации. «Но именно с союзом и возникли проблемы — стороны до сих пор не могут согласовать все правовые вопросы его функционирования. Да и задача первого этапа воплощена в жизнь не в полной мере», — добавляет «Российская газета».

Поскольку больше тянуть с созданием Таможенного союза невозможно, то на саммите президенты были вынуждены задать временные рамки окончания подготовки правовой базы союза. Все документы должны быть подготовлены к концу 2006 года, чтобы в следующем лидеры государств — участниц ЕврАзЭС уже могли поставить свои подписи под итоговым документом.

Пересадка органов

В пятницу сразу после утверждения экс-главы минюста Юрия Чайки новым генеральным прокурором Владимир Путин перевел на освободившуюся должность министра юстиции бывшего генпрокурора Владимира Устинова. «Этим назначением президент подтвердил, что не имеет претензий к Владимиру Устинову и его отставка не связана с неудовлетворительной работой прокуратуры», — пишет «Коммерсант».

При этом на новом месте, утверждают эксперты, Устинов будет выведен из системы сдержек в президентском окружении, а его возможности использовать свое положение в аппаратной борьбе кремлевских группировок будут сильно ограничены.

Владимир Устинов хорошо понял смысл своей отставки, полагает политолог Станислав Белковский, и больше не будет демонстрировать независимость: «Ему дали понять, что самостоятельность будет наказана». Одновременно, поменяв местами министра и генпрокурора, Владимир Путин остановил развернутую в прессе общественную кампанию по дискредитации органов прокуратуры и его руководства.

«Я по-прежнему хозяин и могу не объяснять мотивов своих решений», — комментирует общественный смысл проведенной Путиным рокировки источник «Коммерсанта», близкий к правительству. Перестановкой двух чиновников президент подчеркнул, что основной целью отставки генпрокурора была корректировка аппаратного баланса в его окружении накануне президентской кампании 2008 года.

«Министерство юстиции будет таким, каким его пожелает сделать президент, — говорит высокопоставленный чиновник правительства о полномочиях Минюста. — Когда надо, будет политическим, когда надо — техническим».

«Для президента ведь что было главным» — задается вопросом директор института политических исследований Сергей Марков в комментарии «Комсомольской правде». И отвечает: «Отнюдь не назначить именно Чайку в Генпрокуратуру, а убрать оттуда Устинова».

По словам эксперта, Устинов в своей прежней должности, конечно, был лоялен Кремлю, но только одной ее башне, одной партии — силовиков. При нем прокуратура фактически превратилась в политическую полуавтономию. И этот ресурс у него нужно было отобрать.

«Требовался лишь формальный повод, и его в итоге нашли», — продолжает Марков. Зато теперь все фигуры встали на свои места. «Чайка — типичный технократ, он лишен политамбиций. Поэтому политическая роль Генпрокуратуры при нем уменьшится. Устинов же в качестве министра юстиции вряд ли сможет вмешиваться в бизнес-споры. Ресурсы не те, как, впрочем, и возможности», — делает вывод эксперт.

Как полагает «Московский комсомолец», несмотря на внешнюю значимость министерского кресла, для Устинова это назначение, скорее всего, означает политическую ссылку.

И объясняет почему: «С формальной точки зрения у министра юстиции с полномочиями все в порядке. Он не только рулит российскими тюрьмами, но еще и регистрирует политические партии и общественные организации. Но зато его возможности в сфере передела собственности предельно ограничены. Шефу минюста, правда, подчиняется служба судебных приставов. Именно от этого органа часто зависит, исполнять ли решение суда стахановскими темпами или положить его в долгий ящик. Но все равно значение этой службы несравнимо с теми фантастическими возможностями, которые имелись у устиновской Генпрокуратуры».

Под страхом отставки

В пятницу президент Украины Виктор Ющенко встретился с лидерами фракций правящей коалиции. Он поддержал кандидатуру Юлии Тимошенко на пост главы правительства, после чего сторонники президента и премьера пообещали забыть о нанесенных друг другу обидах. «Между тем в окружении президента не исключают того, что дружба «оранжевых» окажется непрочной и парламентское большинство может распасться», — пишет «Коммерсант».

По словам газеты, немалую опасность для «оранжевой» коалиции представляет то, что оставшаяся в оппозиции Партия регионов контролирует местную власть на юге и на востоке страны. За время, прошедшее со дня выборов, «регионалы» показали, что способны саботировать указания центральной власти. Примеры тому — решения местных советов о придании русскому языку статуса регионального, а также объявление Крыма и Николаева «территорией без НАТО».

«Впрочем, союз «оранжевых» может распасться и без внешнего воздействия», — замечает издание. В договоре о создании коалиции подробно описано, что должно делать правительство, и указано, что парламент обязан поддерживать правительственные инициативы. «Однако в договоре отсутствуют механизмы контроля за тем, чтобы эти положения выполнялись», — констатирует «Коммерсант».

Как отмечает в комментарии «Московскому комсомольцу» политолог Станислав Белковский, вопрос о назначении Тимошенко премьером пока не решен. По словам эксперта, внутренне президент Ющенко, который является главным врагом такого варианта, не смирился с премьерством Тимошенко. «Но думаю, шанс, что Тимошенко все же станет премьером, — не менее 50%», — полагает он.

По мнению Белковского, в таком случае будут набирать силу две тенденции. «С одной стороны, укрепление авторитарного режима Тимошенко в Киеве — я думаю, она начнет с нескольких эффектных ходов, которые сделают ее неуязвимой, например, с ареста экс-президента Кучмы», — прогнозирует эксперт.

Вместе с тем, по его словам, со стороны регионов Украины будет нарастать противостояние укреплению авторитарной власти Тимошенко путем дальнейшей регионализации, то есть отдаления регионов от центра.

Между тем, как заявляет политолог Глеб Павловский, Москве на самом деле фиолетово, кто будет руководить украинским правительством. «Главное, чтобы это правительство платило долги, рассчитывалось за купленное, прежде всего за газ. И не воровало его. Будет ли таким правительство Тимошенко?» — задается вопросом эксперт.

По мнению Павловского, с одной стороны, у нее плохая кредитная история, потому что она была тем человеком, кто внедрил систему незаконного отбора газа. Но с другой стороны, у нее есть выбор.

«Первый путь, на который ее толкают американцы, — модель Саакашвили: Украина превращается в вора-грабителя, а американцы его прикрывают. Второй вариант — хорошие деловые отношения с Россией. Это означает — деньги для реформ. Конечно, не как подарок, а как участие в совместных проектах», — заключает политолог.

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си

суббота, 24 июня 2006 г., 03:38 GMT 07:38 MCK

Би-би-си

*