53% граждан страны, периодически сотрясаемой коррупционными скандалами, признают, что им нередко или хотя бы в единичных случаях приходилось давать деньги или подарки людям, от которых «зависит решение проблем». Причем каждый десятый россиянин уверен — если вдруг произойдет чудо и требовать такие подношения «уважаемые люди» перестанут, жить простому человеку станет только сложнее.

Согласно результатам общенационального опроса, которые вчера обнародовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), основными сборщиками неформальной мзды с населения являются вовсе не «бандиты с большой дороги с полосатыми жезлами», а эскулапы. Именно медикам вынуждены «отстегивать» больше половины взяткодателей, в то время как гаишники окучивают лишь треть рынка коррупционных услуг. Третье место в рейтинге коррупционеров заняли преподаватели школ и вузов, четвертое досталось милиционерам. Вопреки распространенным представлениям, чиновники оказались далеко не главными лихоимцами: только 10% граждан «проплачивают» им оформление приватизационных, наследственных или земельных дел и лишь 4% вынуждены прибегать к услугам взяточников при получении гражданства, регистрации или прописки.

— У нас нет основания не доверять этим цифрам, — заявил «Известиям» директор по коммуникациям ВЦИОМа Игорь Эйдман. — В данном случае лишь ничтожное меньшинство респондентов сказало неправду, боясь признаться в чем-то непорядочном, — подношение подарков чиновникам или тем более врачам никогда не считалось в России чем-то аморальным.

Тем не менее исследование ВЦИОМа показывает, что это представление стремительно меняется. Всего за полтора года с 55 до 61% возросла доля граждан, которые считают, что выплата дополнительного вознаграждения врачам, учителям и сотрудникам ЖЭКов — явление столь же опасное, как и коррупция во власти. И, наоборот, с 39 до 30% сократилось число россиян, не видящих в подобной практике ничего зазорного. Однако треть общества, которая оправдывает бытовое взяткодательство тем, что «мы либо вынуждены прибегать к этому, либо делаем это от чистого сердца», — все равно слишком много для страны, в которой объявлен крестовый поход против коррупции.

— На самом деле россияне в большинстве своем понимают, что в нормальном обществе таких явлений быть не должно, — говорит Эйдман. — Но как им осуждать самих себя, если для них самих, их родственников и знакомых дача взяток является обычным делом, без них решать проблемы гораздо сложнее.

Не случайно же больше всего взяткодателей (64%) среди людей в возрасте 25-44 лет, то есть среди наиболее социально и экономически активной части населения. Причем показательно, что лишь 46% граждан уверены, что их жизнь станет лучше, если взятки из нее исчезнут. Получается, коррупция — это и есть наше все?

Благодарность как преступление

Владимир Демченко

Подарок врачу не воспринимается как взятка. Есть, конечно, люди, которые до упора будут требовать бесплатной ласки, но львиное большинство считает: мы доплачиваем врачам то, что не платит государство. Несколько лет назад мой друг, проходя ординатуру, спас пациенту большой палец правой ноги. Светила медицины приговорили его (палец) к ампутации, а приятель мазями да растираниями… Клиент оказался не бедным, на его «спасибо, доктор» мой приятель купил машину. Но никому и в голову не приходило его упрекнуть. А в 70-е моя бабушка отдала фамильное кольцо ценой в квартиру какому-то профессору за операцию деду. «Профессор хорошо сделал, — вспоминает бабушка, — ведь дед на 10 лет его пережил».

Что касается сотрудников ГИБДД, то и здесь многие платят потому, что удобнее: не надо бежать в сберкассу и стоять в очереди. И когда недавно водителя за дачу взятки приговорили к условному сроку, для большинства автолюбителей это стало шоком.

И благодарность врачу, и откуп от гаишника с точки зрения законодательства — преступление. В Уголовном кодексе понятие взятки не расшифровывается. Однако из статьи 290 можно понять, что это некие ценности, передаваемые должностному лицу за некие действия или бездействие. При этом если деньги платятся за законные действия, то это часть первая — от штрафа до трех лет. А если за незаконные, то часть вторая — от трех до семи лет.

Лично для меня не является взяткой благодарность, размеры которой заранее не оговариваются. Удалась операция — «спасибо, доктор» (если, конечно, человек может и хочет дать). Речь не идет о тех, кто готов обобрать неимущего. Но кодекс такого разделения не предусматривает и при желании за взятки — дачу или прием — можно посадить полстраны. По крайней мере меня можно брать смело. Хотя в этом случае я точно буду считать, что со мной обошлись крайне несправедливо.

• Георгий ИЛЬИЧЕВ

22.06.2006 09:57

Финансовые известия

***