Вчера министр транспорта России Игорь Левитин заявил в Казани о намерении его ведомства лишить татарстанский аэропорт «Бегишево» статуса международного. По его словам, аэропорт не соответствует требуемым стандартам, поскольку обслуживает только чартерные международные перевозки. С этим решением категорически не согласна республика. Премьер-министр РТ Рустам Минниханов заявил, что правительство сделает все от него зависящее, чтобы сохранить статус «Бегишево», который с этого года становится для Татарстана ключевым транспортным узлом в развитии региона.

Вчера на совместном заседании коллегии Минтранса РФ и правительства Татарстана, проходившем в Казани, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик сообщил, что Минтранс считает «нецелесообразным сохранение за аэропортом „Бегишево“ статуса международного». Позицию ведомства он обосновал тем, что в республике действуют два международных аэропорта (второй — в Казани) на расстоянии друг от друга «чуть более 200 километров». Кроме этого, по мнению господина Юрчика, «Бегишево» не оправдывает своего статуса, поскольку перевез в прошлом году «менее 5 тысяч международных пассажиров».


Ъ Аэропорт «Бегишево» входит в структуру государственного ОАО «Авиакомпания „Татарстан“». Обслуживает весь закамский регион республики, в том числе крупнейшие после Казани города Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Елабугу. Статус международного аэропорт получил в 1998 году. «Бегишево» способен принимать воздушные суда типа Ил-76, Ту-134 и Ту-154, длина полосы — 2,5 км. В прошлом году аэропорт перевез около 90 тыс. пассажиров.


Республика могла предвидеть угрозу потери «Бегишево» международного статуса. В апреле Минтранс РФ заявил о намерениях сократить число международных аэропортов в России с нынешних 69 до 8 в соответствии с разработанным проектом реорганизации аэропортовой системы. Главной причиной этих мер ведомство назвало неоправданность расходов на содержание служб по обеспечению безопасности, пограничного и таможенного контроля в аэропортах с небольшим пассажиропотоком.

По мнению федеральных чиновников, татарстанский аэропорт не соответствует своему статусу еще и потому, что обслуживает только чартерные рейсы. «Из „Бегишево“ летают чартерные рейсы, мы говорим о том, что международным должен быть только тот аэропорт, который обслуживает регулярные рейсы», — заявил вчера „Ъ“ министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он пояснил, что содержать «команды таможенников, пограничников, служб авиационной безопасности в круглосуточном режиме» для аэропортов с «чартерным режимом работы» нецелесообразно.

С такой перспективой категорически не согласно руководство национального перевозчика. «Я считаю лишение аэропорта права обслуживать пусть и небольшое количество международных пассажиров совершенно неправильным подходом, идущим вразрез с мировой практикой», — сказал „Ъ“ директор авиакомпании «Татарстан» Магомед Закаржаев. По его словам, затраты на обслуживание «15 работающих в „Бегишево“ пограничников не являются большими», и аэропорт «готов их взять на себя».

С ним солидарны и крупные потребители услуг «Бегишево». «Чем эффективнее будет работать аэропорт, тем активнее будет развиваться бизнес. Все банально просто — человек, принимающий решение и отвечающий за бизнес фирмы, приезжает к нам, нефтяникам, нефтехимикам, он хочет лететь нормальным самолетом и получать нормальное обслуживание в аэропорту, — считает генеральный директор ОАО „КамАЗ“ Сергей Когогин. — Если этих необходимых условий нет, то вряд ли партнер будет развивать дальше сотрудничество с нами».

Выяснилось, что республиканские власти тоже не собираются сдавать статус «Бегишево» без боя. Вчера премьер-министр РТ Рустам Минниханов заявил журналистам, что правительство республики уже направило в Минтранс свои возражения против лишения «Бегишево» международного статуса.

Он напомнил, что с этого года в регионе обслуживания аэропорта началось осуществление двух масштабных проектов — строительство крупного нефтеперерабатывающего комплекса «Татнефти» и создание особой экономической зоны (ОЭЗ) в Елабуге. В связи с этим правительство республики рассматривает «Бегишево» не только как ключевую транспортную структуру укрупняющегося промышленного узла, но и как важнейший фактор повышения инвестиционной привлекательности региона.

«Наша задача состоит в том, чтобы обосновать свои аргументы, в том числе с учетом того, что в этом регионе за три года будет реализован крупнейший в России проект по нефтехимии, плюс серьезные вложения планируются на площадке ОЭЗ», — сказал господин Минниханов. Он отметил, что у республики для переговоров с Москвой еще есть время, поскольку «срок работы комиссии (Минтранса — „Ъ“) определен до конца года».

ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА

КАЗАНЬ №113 от 24.06.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ — ВОЛГА-УРАЛ

*