22 июня 1527 года во Флоренции умер Никколо Макиавелли – дипломат, писатель и одна из самых одиозных фигур в истории политической мысли. Что, в сущности, предлагал Макиавелли в качестве универсального рецепта для успешных политиков? Простую максиму: цель оправдывает средства. Все средства – в том числе и насилие, обман, предательство.

Макиавелли родился в семье, восходящей к началу XIII века и славящейся республиканскими традициями. Отец его был нотариусом, вполне уважаемым, но не слишком богатым, впрочем, воспитанием сына занимался на совесть, и мальчик получил отличное образование: в семилетнем возрасте – школа магистрата Маттео, где он постиг основы грамматики, потом – городская школа, где серьезно занимались латинской классикой, а с 12 лет Никколо принимается добросовестно изучать латинскую стилистику. К этому времени становится ясно, что ребенок отличается незаурядными способностями и, скорее всего, далеко пойдет, тем более, что честолюбие проявилось в нем с малых лет, так же как и недюжинная энергия. К тому же, в доме была прекрасная библиотека, так что начитанность Макиавелли была обеспечена исходно, что немаловажно для серьезного образования. Впрочем, недостаточные доходы семьи не позволили Николо получить университетское образование, что по сию пору ставится ему на вид, подтверждая суждение недоброжелателей о том, что его культурный багаж был несколько хаотично упакован. Может, в этом и есть зерно истины, однако несомненно и то, что тогдашние высшие учебные заведения, давая солидную базу знаний, в то же время регламентировали мышление почти до формального уровня. Так или иначе, в зашоренности и негибкости Макиавелли трудно упрекнуть.

   В 1498 году Макиавелли утверждается в должности секретаря Второй канцелярии республики, а позже – секретарем канцелярии комиссии Десяти. Должность эта была весьма значительной и предполагала не только составление дипломатических писем, которые за подписью Макиавелли отправлялись тысячами, но и донесений, военных приказов, равно как и составление законопроектов. Кроме того, «флорентийский секретарь», каковым он оставался на протяжении четырнадцати лет, выполнял дипломатические миссии, так сказать, «живьем» – тринадцать раз Макиавелли представлял Флоренцию перед другими правителями итальянских государств, Римским Папой, и даже императором Священной Римской империи. Четырежды вел переговоры с королем Франции, а военных компаний, в организации которых он принимал участие – не счесть. За ним числится также инициатива создания республиканского ополчения.

   Но эта конкретная деятельность, возможно, стерлась бы из памяти потомков, оставшись лишь достоянием специалистов-историков, если бы не труды Макиавелли, получившие гораздо больший резонанс, нежели его политическая карьера. Речь идет, конечно же, прежде всего о его работе «Государь», в которой автор сформулировал основы своего мировоззрения и свои взгляды на политику как на реальность окружающего нас мира. Задумывалась она автором как «небольшая книга» под названием «О княжествах», а свою широчайшую известность под нынешним именем получила лишь после его смерти.

   Книга в некотором роде совершенно одиозная, поскольку, при поверхностном чтении, выглядит квинтэссенцией цинизма и аморализма. В самом деле: «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и… в случае необходимости прибегать и к бесчестным средствам». Или такой пассаж: «В идеале правитель должен внушать и страх и любовь… но поскольку это трудно, гораздо лучше быть объектом страха, чем любви». Прямо пособие для тиранов. Если взглянуть на всю длинную цепь единоличных правителей, прошедших после Макиавелли по сцене истории, создается впечатление, что даже те из них, кто, может быть, и не штудировал флорентийского мыслителя, поступали строго по его заветам. Это касается даже тех, кто, как кажется, никаким боком не относился к тиранам, например, та же Маргарет Тэтчер, которая вполне безмятежно пренебрегала традиционной нравственностью, во имя достижения целей, представляющихся ей необходимыми для страны.

   Что, в сущности, предлагал Макиавелли в качестве универсального рецепта для успешных политиков? Простую максиму: цель оправдывает средства. Все средства – в том числе и насилие, обман, предательство. С точки зрения современных «патриотов», если учитывать почти фанатическую преданность Макиавелли родной Флоренции и искреннее желание видеть ее процветающей, это можно понять – разве современный патриотизм так уж тщательно отбирает средства? Тем более, что Макиавелли ведь, в сущности, не изобретал новых рецептов пренебрежения нравственностью, но всего лишь констатировал то, что имело место быть. Невозможно отрицать, что политика по определению несопрягаема с традиционной моралью – автор «Государя», в сущности, лишь назвал вещи своими именами и расставил все точки над i.

   Звучит все это, конечно, шокирующе, но кто поручится за себя, став вдруг реальным и крупным политическим деятелем? В принципе, отбор происходит на еще более низком уровне: люди, в жизненном поведении которых доминируют нравственные нормы, «в политику» попросту не идут, и даже попытавшись, вылетают оттуда, как пробка из бутылки. Такого рода примерам в современной политике, к примеру, в российской, несть числа. Как нет числа и государственным деятелям, совершенно стихийно руководствующимся установками Макиавелли, причем зачастую они превосходят идеолога внеморальной политики по степени цинизма и полному отсутствию нравственных структур. Кстати, поневоле задумаешься: не займись автор «Государя» профессиональной политикой, стал бы он так решительно рушить этические нормы, подрывая основы собственной личности? Быть может, и нет.

   Если же говорить о чисто литературных характеристиках произведения, то они выше всех похвал – живой и острый язык, чеканные метафоры, повествование, пронизанное не то что юмором, а даже разящим сарказмом – книга стала живым портретом автора – человека незаурядного, яркого и одаренного.

   Впрочем, честолюбие Макиавелли далеко превосходило все возможности, предоставленные ему щедро отмеренной одаренностью. И это сказалось очень печально в конце его жизни: рассчитывая на возобновление политической карьеры, в 1527 году он выдвинул свою кандидатуру на пост правителя Флорентийской республики. На Большом Совете республики голоса разделились так: за – 12, против – 555. Последующую скоротечную болезнь и смерть Макиавелли следует, очевидно, отнести за счет потрясения и огромного разочарования, что еще раз доказывает небезопасность занятий политикой.

Ведущая рубрики «Люди во времени»

Влада ЛЯЛИНСКАЯ

N- 25/2006 26.06 — 02.07

"Русская Германия"

***