Открыто на спецобслуживание. Начался XXVIII Московский кинофестиваль
В киноконцертном зале «Пушкинский» прошла церемония открытия очередного Московского международного кинофестиваля – это единственное из фестивальных мероприятий, которое по старой памяти проводится в «Пушкинском». Теперь фестивальным центром стал кинотеатр «Октябрь», что неоднократно подчеркнул во время церемонии президент кинофестиваля Никита Михалков.
Супруги Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов первыми ступили на почетную ковровую дорожку Московского фестиваля
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ |
Три его почти идентичных выступления выслушала ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.
В числе первых гостей, ступивших на традиционную «звездную дорожку» перед «Пушкинским», были замечены Владимир Наумов и Наталья Белохвостикова, а ноту гламура первой внесла Алика Смехова, позировавшая фотографам в смелом розовом платье и разбрасывавшая в толпу воздушные поцелуи. С ней первой и расцеловался Никита Михалков, по обыкновению встречавший гостей на крыльце. В их потоке мелькнули Александр Щербаков с женой, Александр Лазарев-старший и Светлана Немоляева в шляпке, Алексей Кравченко и Ирина Апексимова, раздававшая автографы столпившимся вдоль дорожки зевакам. Пропустив первую порцию прибывающих, Никита Михалков спустился на середину устланной синей дорожкой лестницы и записал пару дублей своего вступительного слова для прямой трансляции церемонии по «Первому каналу». Суть его речи сводилась к тому, что если раньше кульминационными моментами фестиваля были открытие и закрытие, то теперь и середина заполнена первоклассным кино. После этого президент фестиваля вкратце пробежался по его многочисленным программам, выразил благодарность руководству и пригласил всех желающих приезжать в Москву и смотреть фильмы. «Самое главное – это кино. Оно у нас сегодня есть»,– закончил Михалков свою интермедию между двумя партиями прибывающей публики и гостеприимно махнул рукой навстречу поднимающемуся по лестнице Владимиру Хотиненко с супругой: «А вот и гости. Пошли, пошли». Вслед за Хотиненко прибыли Александр Стриженов, Максим Суханов, Игорь Угольников также в сопровождении жен, Сергей Маковецкий с зонтиком и Дмитрий Дюжев с пустыми руками. Зато обе руки были заняты у Алексея Гуськова: за правую держалась жена Лидия Вележева, а на левой повисли сразу две хохочущие блондинки.
Церемония началась под звуки китайской лютни, на которой вышедшая на сцену китаянка исполнила мелодию «Не слышны в саду даже шорохи» – китайский колорит был, ясное дело, связан с фильмом Чэнь Кайгэ «Клятва», торжественно открывающим ММКФ. С оперной красотой этого произведения была, очевидно, связана оперная ария, исполненная коллективом из пяти мужчин.
После этого были представлены шесть призов фестиваля и члены жюри: французский киновед Пьер Анри Деле, канадский актер Реми Жирар, английская актриса Джули Кристи, российский режиссер Алексей Учитель. Перед тем как вызвать на сцену председателя жюри, добытого фестивалем не без труда ввиду эксцентричной выходки Михаэля Ханеке (см. Ъ от 15 июня), Никита Михалков снова повторил со сцены примерно то же, о чем уже говорил на улице: «Если в начале нашей работы между церемонией открытия и закрытия было что бог послал, то теперь у нас первоклассные картины», а также предупредил, что церемония будет стремительной ввиду необходимости уместить прямую трансляцию в телевизионную сетку между новостями и чемпионатом мира по футболу. Вспомнив футбольный лозунг «Судью на мыло!», президент ММКФ перефразировал его и со словами «Судью на сцену!» предъявил публике председателя жюри польского режиссера Анджея Жулавского. Как и его предшественники на этом посту, Жулавский получил на шею увесистую цепь от Carrera y Carrera с изображением покровителя Москвы Георгия Победоносца и в своей благодарственной речи поставил Московский фестиваль в один ряд с Каннским, Венецианским и Берлинским: «Москва никогда не ошибается. По крайней мере, я приложу все силы, чтобы этого не произошло». Затем ввиду отсутствия Юрия Лужкова, традиционно открывавшего фестиваль посредством бутафорской хлопушки, а на сей раз уехавшего в командировку, Михалков и Жулавский совершили ритуал открытия самостоятельно.
Отпустив Анджея Жулавского, Никита Михалков принялся за Чен Кайге, лауреата первого фестивального приза – «За вклад в киноискусство». С фирменной китайской вежливостью Чен Кайге поблагодарил за высокую честь, причем интонации китайской переводчицы сообщали его выступлению особую трогательность: «Москва – это мечта нашего детства, нашего поколения. Вчера вечером я прилетел в Москву, а сегодня за такое короткое время я уже успел осмотреть Красную площадь. Между прочим, хочу сказать, что работники киноискусства нашего поколения выросли тогда, когда очень влияло русское киноискусство». На фоне этих прочувствованных слов уже чистым официозом выглядело зачитанное под занавес советником президента по культуре приветствие главы государства, в который раз подтвердившего, что Московский кинофестиваль остается в числе наиболее значимых событий в культурной жизни страны и демонстрирует фильмы, отвечающие самым строгим критериям мастерства.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 113 (№ 3444) от 24.06.2006, СБ
***