Штрафной удар. ГИБДД продолжает добиваться ужесточения наказаний водителей
Саммит «Всемирного партнерства по безопасности дорожного движения» (ВПБД), прошедший в Москве, продемонстрировал, что российские и западные эксперты придерживаются разных взглядов на то, какими методами следует бороться с высокой смертностью на дорогах. Если представитель Великобритании ратовал за выделение дополнительных средств на создание более безопасной и комфортной для водителей дорожной инфраструктуры, то глава ГИБДД России, напротив, предложил бороться за безопасность дорожного движения с самими водителями, радикально ужесточив ответственность за нарушение ПДД.
«Количество смертей на дорогах мира сопоставимо со смертностью от туберкулеза и малярии. Эта проблема превращается в проблему мирового значения», — заявил представлявший на саммите Великобританию лорд Джордж Робертсон, напомнивший, что 85% смертей приходится на развивающиеся страны, к которым бывший генеральный секретарь НАТО причислил и Россию. «Ежегодно мировая экономика теряет в ДТП, смертях и травматизме на дорогах более 65 млрд долл.», — добавил лорд Робертсон. По его словам, британский премьер Тони Блэр и президент США Джордж Буш намерены поднять проблему безопасности дорожного движения на питерском саммите «большой восьмерки» в июле.
Не исключено, впрочем, что г-н Робертсон выдавал желаемое за действительное — в официальной повестке саммита ПДД не значатся, зато очевидно, что участие глав государств поможет добиться увеличения ассигнований Всемирного банка на различные программы повышения безопасности на дорогах. Прошлогодние 4 млн долл. лорд Робертсон назвал «недостаточной суммой». «Считаю, что она должна быть увеличена до 400 млн», — заявил он, отметив, что это минимальная сумма для того, чтобы понизить смертность на дорогах.
Глава ГИБДД России Виктор Кирьянов согласился с тем, что смертность на дорогах — это огромная проблема. По его данным, за последние десять лет на российских дорогах погибли 315 тыс. человек и более 2 млн получили увечья, нанесен огромный экономический ущерб. В прошлом году в различных ДТП погибли 34 тыс. россиян. С января по май 2006-го в стране погибли 8700 человек. Генерал особо подчеркнул, что 677 человек стали жертвами пьяных водителей. Несмотря на столь высокую смертность, глава ГИБДД считает подобные показатели успехом своего ведомства. По словам г-на Кирьянова, в 2006 году число погибших в ДТП снизилось на 9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правда, число самих дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 2%, зашкалив за 68 тысяч.
Однако, комментируя стратегические задачи, Виктор Кирьянов дал понять, что ГИБДД России делает основную ставку не на инвестиции в инфраструктуру (хотя таковые и предусматриваются федеральной целевой программой повышения безопасности дорожного движения на 2006—2012 годы), а на борьбу с водительской дисциплиной. При этом методы повышения сознательности автовладельцев не новы. Речь снова пошла лишь об увеличении размеров штрафов и введении штрафных баллов. «Одним из главных факторов низкой дисциплины участников дорожного движения является чрезвычайно либеральное законодательство России в области наказания за нарушение правил дорожного движения», — заявил г-н Кирьянов, отметив необходимость более сурового наказания злостных нарушителей.
Терпеливо выслушав призывы российских автоинспекторов ужесточить наказание для водителей, голос подал присутствовавший на конференции представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Этьен Крюг, неожиданно предложивший простой и эффективный способ снизить смертность на дорогах. По его словам, для этого необходимо реализовать пять основных программ: решить проблему инфраструктуры дорог, проблему скорости, проблему пьянства за рулем, одеть мотоциклистов в шлемы, а также обеспечить использование водителями ремней безопасности. «Я нахожусь в Москве всего несколько часов, но мне кажется, что программа использования ремней безопасности — это программа, которую здесь нужно реализовывать в первую очередь», — заметил наблюдательный г-н Крюг.
Александр ГУДКОВ
Время новостей
N°108
23 июня 2006
*