Новости Голливуда: «Сенсация»
Фильм Вуди Аллена без Вуди Аллена — это все равно как фирменная вещь без фирменного знака. Даже если фильм вполне удачный, как его предыдущая картина «Матч-пойнт»: она показала, конечно, что у стареющего мастера есть еще творческий запас и что он нашел новый источник вдохновения в не по-американски малых европейских масштабах. И вырвался из вдохновлявшего его когда-то Манхэттена, начавшего творчески — и, возможно, по-человечески — удушать художника.
Новая картина режиссера и актера Вуди Аллена «Сенсация» («Scoop», что по смыслу фильма можно также перевести как «Журналистская удача», базируется, как и «Матч-пойнт», в Англии. Но ее истинное место — в мифической стране по имени «Вудиалленландия». Этой страны, конечно, нет ни на одной карте, но ты безошибочно узнаешь ее по нервическим синкопам, которые задает любому фильму Аллена его экранное присутствие.
В «Сенсации» Вудмен (как его любовно величают почитатели) играет фокусника с итальянско-звучащим именем Сплендини (splendid по-английски — блестящий), который на самом деле является пожилым закомплексованным евреем из Нью-Йорка Сидом Ватерманом. То есть возрастной версией того самого героя Аллена, которого мы знаем со времен его ранней и теперь уже классической картины «Энни Холл».
Несмотря на то, что в реальной жизни у Аллена совсем молодая жена, он в своем новом фильме отказался от роли пусть комического, но все же героя-любовника, которую слишком долго возлагал на себя в своих фильмах. Всему свое время, и вот, наконец, Аллен принял неизбежное и обозначил себя в более подходящей его возрасту роли отца. Пусть этот отец не настоящий, биологический, но за знакомым по тону комикованием Аллена-Сплендини прочитываются реальные родительские эмоции по отношению к Сандре Прански (Скарлетт Джоханссон).
Сандра — студентка факультета журналистики из провинциальной Америки, гостит у друзей семьи в Лондоне. В это время в британской столице происходит серия убийств молодых женщин. Сандра, на представлении Сплендини-Ватермана вызывается добровольцем для традиционного акта престидижитатора по исчезновению человека из ящика.
Магически в этом ящике на мгновение оказывается знаменитый британский журналист Джо Стромбел (Иэн Макшейн), которого Вуди Аллен иронически представил в самом начале фильма как «пассажира лодки Харона», которая перевозит новоумерших в мир иной. На борту лодки Джо, известный своим раскапыванием темных историй, встречает столь же покойную, как и он, секретаршу британского аристократа Питера Лаймена. Та делится с Джо подозрениями по поводу своего босса, который, как она подозревает, отправил на тот свет не только ее.
Джо, будучи и в смерти профессионалом, не может упустить такой scoop, но в силу своей потусторонности не может провести необходимое расследование и выбирает сексапильную Сандру для миссии по разоблачению аристократа-убийцы. Та со страстью журналистки-неофита и американской напористостью бросается в дело и мобилизует зануду Сплендини на опасное приключение.
Вуди Аллен с явным удовольствием начинает играть роль фиктивного отца героини, американского эксцентричного миллионера, каковым девушка представляет его в британском высшем обществе. Куда ее, как легко догадаться, вводит не кто иной как Питер Лаймен (Хью Джекман), которого Сандра легко очаровывает с помощью весьма соблазнительных физических данных актрисы Джоханссон.
Дальше начинается комический триллер. Сандра по-настоящему влюбляется в Питера. Что понятно, учитывая внешность и физическую стать исполнителя его роли — популярного актера Хью Джекмана.
Вуди Аллен, как традиционный сценарист своих фильмов, довольно успешно балансирует между криминальным триллером и пародией на этот жанр, при этом слегка прохаживаясь по британскому высшему обществу и американской неотесанности, относясь к ним с равной иронией.
Хотя по фильму герой Аллена является фокусником, как автора Аллена скорее можно назвать жонглером. Он достаточно умело держит зрителя в напряжении по поводу того, является ли Питер убийцей или нет, при этом умудряясь талантливо обыграть творческую бесталанность Сплендини-Ватермана. Но при этом показывает, как Сид переживает второе рождение как отец, которым он никогда раньше не был, а также как самодеятельный детектив.
Несмотря на традиционную избыточную говорливость, персонаж Вуди Аллена вызывает симпатию, поскольку в отличие от раннего Аллена его герой не поглощен собой и своими комплексами, а живет и рискует ради другого человека.
В возрасте Аллена мысли об уходе неизбежны, но он придает сценам путешествия в страну мертвых флер пародии на дантов «Ад».
Вуди Аллен нынче явно интересуется проблемой смерти. Но если в социальном триллере «Матч-пойнт» он был (простите за невольный каламбур) смертельно серьезен, то в своей последней картине художник смеется по поводу конечности бытия.
К счастью, его новая картина — последняя только по счету.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
17.06.2006
***