Самарская группа «СОК» решила закрепиться на московском рынке продажи отечественных автомобилей. Как стало известно «Ведомостям», она купила одного из крупнейших столичных дилеров «АвтоВАЗа», компанию «Автореал», и договорилась с «АвтоВАЗом» о выкупе у него контрольного пакета акций еще одного московского дилера, «Строгино-Лада». Эксперты полагают, что новая компания — «СОК-Автореал» — будет контролировать не менее 10% столичного рынка.

В группу «СОК» входит более 40 разнопрофильных предприятий, в том числе автосборочные производства ( «ИжАвто», «РосЛада») , производители автокомплектующих ( «Пластик», «ВАЗинтерСервис») , автосалоны и техцентры в Поволжье. В Самаре «СОК» контролирует крупнейшего дистрибьютора «АвтоВАЗа», компанию «Самара-Лада». В 2003 г. выручка группы составила около $1,5 млрд.

«Автореал» — один из старейших автосалонов в Москве. Он продает только автомобили «ВАЗа» — 350 — 400 в месяц.

С 1 марта салон «Автореал» работает в составе новой компании — «СОК-Автореал», сообщил «Ведомостям», пресс-секретарь этой компании Андрей Якушин. По его словам, сейчас формируются общая рекламная стратегия и справочная служба новой структуры, а объединение завершится к концу весны, после «высокого сезона» для всех продавцов автомобилей. В объединенную компанию войдут салоны «Автореал» и два салона «СОК-Авто», на Озерной улице ( «Гагарин-Лада») и в 1-м Нагатинском проезде. От более подробных комментариев представители «Автореала» вчера отказались.

Вице-президент группы «СОК» Виталий Ильин вчера также не стал официально комментировать ситуацию, заявив, что в компании не готовы поднимать эти вопросы. Однако осведомленный сотрудник в группе подтвердил «Ведомостям», что компании объединяются.

Источник на «АвтоВАЗе» уточнил, что основной владелец «Автореала» Борис Шульпин оставил себе небольшую долю в компании, а контрольную продал «СОКу». Назвать пакет и сумму сделки он отказался. С самим Шульпиным вчера связаться не удалось. Он, в свою очередь, приобрел этот автосалон около полутора лет назад. Шульпин также являлся одним из учредителей ассоциации «Автокей». Однако год назад представители «Автореала» и «Автокея» отрицали возможность своего объединения.

Участники рынка уверены, что «СОК» не ограничится покупкой «Автореала». Собеседник «Ведомостей» на «АвтоВАЗе» рассказал, что группа обратилась к руководству завода с предложением выкупить его долю в еще одном московском дилере, компании «Строгино-Лада». По данным отчета завода за III квартал 2003 г. , на 1 октября «АвтоВАЗу» принадлежало 51,9% акций «Строгино-Лада». По информации собеседника «Ведомостей», президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик подписал документ, разрешающий продажу акций. Представители тольятинского завода вчера не стали комментировать эту информацию.

Сотрудники «СОК-Автореала» не отрицают намерение завоевать заметную долю на московском рынке. А в московском управлении региональных поставок «АвтоВАЗа» «Ведомостям» заявили, что «Автореал» существенно увеличивает закупки автомобилей. Если в конце 2003 — начале 2004 г. его месячная квота составляла 350 — 400 ВАЗов, то в апреле салон получит уже 700 автомобилей. Это выведет его на второе место после «Автомира», получающего более 1000 ВАЗов в месяц.

Председатель правления «Автомира» Сергей Алексейчук узнал о новых приобретениях «СОКа» на московском рынке от корреспондента «Ведомостей». Он сомневается, что эти три салона совместными усилиями будут продавать по 700 ВАЗов в месяц.

Представители других дилеров «АвтоВАЗа» на условиях анонимности говорят, что знают о покупке «СОКом» «Автореала» и о планах приобрести «Строгино-Ладу». По мнению руководителя московской компании — официального дилера «АвтоВАЗа», группа «СОК», с учетом объемов продаж «Строгино-Лады» и «Автореала», может занять около 10% московского рынка автомобилей «ВАЗ».

По данным Международной ассоциации дилеров «АвтоВАЗа», официальные дилеры завода в московском регионе продали в 2003 г. 115 000 автомобилей марки «Лада», или примерно 20% всей реализации автомобилей «Лада» в России. Руководитель другой крупной дилерской компании считает экспансию «СОКа» на московском авторынке ошибкой. По его мнению, для освоения столичного рынка необходимы кадровый потенциал и технологии, которых у «СОКа» нет.

Елена Виноградова

Глеб Столяров

Ведомости

16 марта 2004

Ведомости

*