Для большинства людей сочетание букв и цифр на автомобильных номерах представляется чем-то малопонятным. Между тем человек, посвященный в магию регистрационных знаков, может сказать о владельце или пассажире авто больше, чем скажет сам автомобиль о благосостоянии хозяина.

На номера таких машин дорожные инспекторы могут не смотреть – статус их пассажиров и так ясен.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

На административной карте России сегодня развиваются процессы, прямо противоположные параду суверенитетов пятнадцатилетней давности. В июле 2005 года президент Путин подписал закон об образовании нового субъекта Российской Федерации – Пермского края, полученного в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Затем Красноярский край укрупнился Таймырским и Эвенкийским автономными округами. Успешно прошли референдумы по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, а жители Иркутской области решили объединиться с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом.

При этом неминуемо встает вопрос об изменении государственных регистрационных знаков местного автотранспорта. Как-никак вместо двух, а то и трех регионов появляется один. Однако, как выясняется, укрупнение регионов никак не повлияет на число региональных кодов. Как пояснили корреспонденту «НГ» в отделе пропаганды ДОБДД МВД РФ, никаких перетасовок региональных кодов в связи с укрупнением регионов не предвидится. Коды останутся прежними, иначе пришлось бы пересматривать таблицу кодов каждый раз при слиянии очередных регионов. А это осложнило бы работу регистрационных органов. Так что многообразие автомобильных номеров остается неизменным.

Половодье цифр

Для большинства людей сочетание букв и цифр на автомобильных номерах представляется чем-то малопонятным. Между тем человек, посвященный в магию регистрационных знаков, может сказать о владельце или пассажире авто больше, чем скажет сам автомобиль о благосостоянии хозяина.

По мнению самих автомобилистов, разнообразие автомобильных номеров, способы их получения, стоимость и отношение к их владельцам со стороны сотрудников ГИБДД заслуживают серьезного исследования. Для кого-то регистрационный знак – не более чем жестянка, полученная при регистрации автомобиля. Для других – предмет гордости, способ персонализировать свой автомобиль, выделиться из общей массы или даже возможность безнаказанно выйти за рамки общепринятых норм и правил дорожного поведения.

Российская палитра автомобильных номеров состоит из пяти цветов: красного (дипломатические), желтого (коммерческий пассажирский транспорт), черного (военный автотранспорт), синего (транспорт МВД) и белого – для всех прочих. Особняком стоят номера федеральные – так называемые флаги, на которых вместо номера региона нарисован российский триколор.

Стоит отметить, что такое разнообразие номерных знаков свойственно не только России. В США, например, свои номера существуют в каждом штате, а кроме того, специальные номера висят на автомобилях правительственных департаментов. Особые номера выделены ветеранам корейской и вьетнамской войн. В Голландии особые номерные знаки у королевской семьи. В Малайзии используются регистрационные знаки произвольной формы, цвета и размера: владельцы машин выбирают номера исходя из собственных вкусов и соответствия дизайну их автомобилей. Еще пример – соседняя Украина. Там существует 10 типов номерных знаков, включая специальные с флагом и знаки, изготавливаемые по индивидуальному заказу, где кроме слова (например, это имя владельца) можно разместить и любой логотип.

Меняю простые синие на непростые белые

Синие, а точнее – голубые номера присвоили автотранспорту сотрудников МВД (как служебному, так и личному). Обозначить цветом милицейские номера руководство МВД в качестве эксперимента решило еще в 1999 году, когда правительство распорядилось сократить количество спецсигналов. А официально синие номера утвердили в 2002-м. В МВД тогда объясняли, что это, с одной стороны, поможет сотрудникам правоохранительных органов выполнять оперативные задачи и в то же время дисциплинирует потенциальных нарушителей.

Однако очень скоро стало понятно, что присутствие автомобилей с синими номерами мало дисциплинирует потенциальных нарушителей, а сами номера воспринимаются их владельцами как знак «отмена всех ограничений». Понятно, что сотрудники ГИБДД смотрят на таких нарушителей, мягко говоря, сквозь пальцы. Само собой, нашлось немало желающих примкнуть к сословию неприкасаемых и обзавестись заветными синими номерами.

Насколько известно, до последнего времени сделать это можно было, поставив свой личный автомобиль на баланс одного из милицейских подразделений. Услуга эта небесплатная и неофициальная, но автомобиль формально числится за МВД и на него устанавливаются синие номера. Две недели назад Владимир Путин освободил от занимаемой должности генерал-майора милиции Сергея Шляпужникова. По официальным данным, замначальника департамента режимных объектов МВД уволен по причине реорганизации. Между тем, как писал «Коммерсант», генерал злоупотреблял служебным положением, выдавая милицейские синие номера.

В мае этого года по распоряжению министра внутренних дел Рашида Нургалиева милиция начала бороться с излишками спецномеров в своем автопарке. В итоге синие номера сняли с 26 тыс. автомобилей. В Москве отличительного знака лишились около 2 тыс. милиционеров. Обычные белые номера установили на машины служб обеспечения. Сотрудники ППС, ДПС и оперативники остались со всеми прежними привилегиями. Заместитель главы МВД Александр Чекалин тогда заявил, что белый номер не позволит рядовому сотруднику МВД, не имеющему отношения к оперативной работе, безнаказанно нарушать ПДД.

Однако такая борьба с нарушителями дала еще больше поводов для критики. Обычные номера оказались не совсем обычными. Взамен синих сотрудникам МВД выдали номера единой серии «*КР177». Хотя, по мнению высших чиновников МВД, такие номера ничем не помогут водителю, понятно, что сотрудники ГИБДД прекрасно знают, кто ездит с серией «КР». Более того, в отличие от синих номеров общегражданские «КР» можно приобрести без лишних формальностей.

Три волшебные буквы

Есть и другие стандартные белые номера помимо серии «КР», владельцам которых сходит с рук большинство нарушений ПДД. По сочетанию букв и цифр на таких номерах сотрудники ГИБДД безошибочно определяют принадлежность его владельца к определенному ведомству, а соответственно, прощают некоторые отступления от правил. Номерные знаки некоторых закрепленных серий могут получить и частники, но особым спросом пользуются те знаки, которые выдавались исключительно спецслужбам и силовым ведомствам. Степень воздействия таких номеров на сотрудников ГИБДД, способы и условия их приобретения сильно отличаются.

В разное время государственные регистрационные знаки спецсерий выдавались на автотранспорт ФСБ РФ (ААА99, ММР77); Управления делами президента (АОО77, ВОО77, МОО77, СОО77); московской милиции и пожарной охраны (*ММ77) и других ведомств (см. справку). Особенность этих серий состоит в том, что некоторые из них ставились в том числе и на частный автотранспорт через отделения МРЭО, поэтому ничего противозаконного в установке такого номера нет. Сведущие люди уверяют, что в принципе можно получить номерные знаки любого ведомства – выбор, как правило, зависит от возможностей приобретателя. Самыми вожделенными считаются номера серии ЕКХ, принадлежащие ФСО. Дорожные инспектора предпочитают не связываться с этими машинами, расшифровывая буквосочетание как «Еду Как Хочу».

Арендаторы депутатских «флагов»

Но есть и более надежные способы выделиться на дороге и получить высшую индульгенцию ГИБДД. Это федеральные номера с большим триколором вместо номера региона. По закону такими номерами отмечаются автомобили первых лиц государства, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и других высших чиновников (см. справку). По данным депутата Госдумы, председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, на сегодня в России насчитывается примерно 4 тыс. подобных машин. Такие спецномера, по словам депутата, не дают дополнительных прав на дороге, но в соответствии с приказом МВД РФ от 3 марта 1997 года № 116 сотрудникам Госавтоинспекции рекомендовано оказывать содействие в безопасном проезде автомобилей с особыми регистрационными знаками и запрещено останавливать и досматривать их.

Если есть спрос, есть и предложение. В интернете на специализированных сайтах триколоры предлагают приобрести за 4–7 тыс. долларов. Это «клоны» существующих номеров. А если не повезет и инспектор решит проверить подлинность номера, то сумма штрафа за незаконную установку триколора по сравнению с его ценой покажется ничтожной – 500–800 рублей. Впрочем, сотрудник дорожной милиции потребует снять такой номер.

Доступность других серий зависит от их принадлежности и времени эксплуатации. Есть номера, которые выдаются на срок полномочий депутата или чиновника. Автомобильные сайты говорят о возможности аренды таких номеров в пределах 10—20 тыс. долларов в год. Лидерами этого хит-парада считаются серии ААС, ААМ и ААО, принадлежащие Госдуме и Совету Федерации. Эти номера чаще других попадают на автомобили «непричастных». Так, еще не забылась история, когда весной 2004 года ГИБДД России объявило в розыск 54 автомобиля со специальными государственными номерами. Они были выданы депутатам Госдумы предыдущего созыва, но те отказались добровольно вернуть госзнаки. Каждому депутату Госдумы РФ на время его работы выдается служебный автомобиль со специальными номерными знаками, а также второй комплект знаков на личный автотранспорт. Эти вторые комплекты депутаты и «придержали».

В ноябре прошлого года депутат Госдумы Александр Хинштейн написал запрос в соответствующие ведомства с просьбой объяснить, откуда у телеведущей Ксении Собчак на ее автомобиле «БМВ Х-5» появился федеральный номер А 117 АМ. Как выяснилось, это был второй комплект номеров на личный автотранспорт Ксюшиной мамы Людмилы Нарусовой – сенатора от Республики Тува. Соответствующий ответ пришел депутату за подписью начальника ДОБДД МВД России Виктора Кирьянова. Александр Хинштейн тогда заявил, что в законе есть существенный пробел, когда депутату положена машина, но не сказано, что он обязан водить эту машину сам. По мнению депутата, это и позволяет передавать депутатские номера третьим лицам.

Шик для бедных

Есть еще одна категория автомобилистов, которые готовы раскошелиться просто за красивое сочетание цифр на номере. «Красивые» цифры – это номера с тремя одинаковыми цифрами или начинающиеся и заканчивающиеся на два нуля, с нулем в середине и одинаковыми цифрами по краям. Такой номер можно приобрести и без сверхусилий. Считается, что часто такие номера расходятся среди самих сотрудников ГИБДД и их друзей. Поэтому их владельцам могут простить мелкое нарушение, но не более. Очень «красивые» цифры, например 999 99 или 777 77, по слухам, что ходят в интернет-среде автомобилистов, могут оцениваться в 900–1,5 тыс. долларов. Они больше работают на престиж владельца, но эффект на дороге от них тот же, что и от просто «красивых».

Для тех, кто не имеет надежных связей и не хочет тратить деньги на приобретение красивых номеров, остается последний и самый надежный способ выделиться на дороге. Цветной номер с именем или прозвищем владельца обойдется дешевле любых красивых цифр. Такие номера, как правило, вешают под или над государственным регистрационным знаком, но некоторые владельцы наглухо затонированных «ВАЗ-2109» с мощной акустической системой умудряются повесить номера типа: «ВОВАН 007» вместо одного из госномеров. Ничего кроме разборок с инспекторами ГИБДД такая самодеятельность не приносит, но владельцы таких номеров предпочитают регулярно оплачивать свою индивидуальность.

Какие цены называют в интернете на номера некоторых спецсерий (доллары США)

ФСБ: ААА99 – около 4 тыс., ММР77 – от 5 до 8 тыс.

Мэрия Москвы: АМО77 – около 2,5 тыс.

УД президента: АОО77, ВОО77, МОО77, СОО77 – «не продаются».

Конституционный суд: КОО77, 99 – около 2 тыс.

ГУВД Москвы: (до синих номеров) *ММ77 – от 7 до 8 тыс.

ФСО: ЕКХ77, ЕКХ99 – «практически не продаются».

Фельдъегерская связь: ССС77 – около 4 тыс.

Автокоды высших должностных лиц

А-АА: Первые лица государства, подлежащие государственной охране.

В-АА: Администрация президента; Совет безопасности РФ; полномочные представители президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном суде и федеральных округах; Патриарх Московский и всея Руси; Верховный муфтий России; Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России; Главный раввин России.

А-АВ: заместители председателя правительства РФ; министры РФ; начальник Генерального штаба ВС РФ; руководители и заместители руководителей федеральных служб, агентств, надзоров; председатель и заместители председателя Центробанка России; председатель правления ОАО «Газпром»; председатель правления РАО «ЕЭС России»; генеральный директор ОАО «Аэрофлот»; президент концерна «Росэнергоатом».

А-АС: первый заместитель и заместители председателя Совета Федерации РФ; члены Совета Федерации (обслуживаемые служебным легковым автотранспортом); председатель и заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ.

А-АО: первый заместитель и заместители председателя Государственной Думы РФ; депутаты Государственной Думы (обслуживаемые служебным легковым автотранспортом); председатель и заместители председателя, аудиторы Счётной палаты РФ.

А-АМ: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ (пользующиеся личными автомобилями).

А-АК: заместитель председателя, судьи Конституционного суда РФ; заместители председателя Верховного суда РФ; председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ; Заместители председателя Высшего Арбитражного суда РФ; заместители генерального прокурора РФ.

А-АР: высшие должностные лица органов государственной власти субъектов РФ.

Красный, желтый, черный

Красные номера вешают на дипломатические и консульские машины. На них ставят одну латинскую букву – D или T и три цифры – код страны. Например, у Республики Мозамбик код – 109, у Канады – 003. Послы и консулы ездят с буквой D, а обслуживающему их персоналу, торговым и иным представителям на номер ставят литеру T.

Автомобильные номера с желтым фоном ранее выдавались на автомобили иностранных компаний. Но с 1 марта 2002 года выдаются автомобилям-такси, а также грузовикам, автобусам и микроавтобусам, предназначенным для перевозки пассажиров.

Черные номера ставят на транспорт, принадлежащий Министерству обороны. Многие автовладельцы стараются не приближаться к таким машинам, понимая, что за рулем может оказаться солдат-срочник, днем раньше получивший права в учебке.

20.06.2006

Роман Уколов

Независимая газета

***