Похороны под грифом “секретно”. Умер сын Юрия Андропова
Три дня назад в ритуальном зале Центральной клинической больницы, что на улице Маршала Тимошенко, близкие и родные простились с Игорем Андроповым — вторым из сыновей некогда могущественного шефа КГБ Юрия Андропова.
Автор фото: СВЕТЛАНА САМОДЕЛОВА |
Гражданская панихида прошла без лишней помпы.
Это во времена всемогущих членов брежневского Политбюро около Игоря Андропова вилась куча псевдодрузей и прихлебателей. Ныне проститься с пенсионером Игорем Юрьевичем пришли те, кто действительно его любил и уважал: председатель КГБ СССР с 1988 по 1991 год Владимир Крючков, родственники, друзья по институту, коллеги-мидовцы.
Из множества венков особенно выделялись венки от ФСБ. Да и прощальные слова говорили в основном соратники отца покойного, кто знал Игоря еще подростком.
— Уважение к Юрию Владимировичу распространяется на всю его семью, — объясняет мне присутствие на похоронах большого числа чекистов консультант Андропова по работе в КГБ Виктор Шарапов. — Игорь многое перенял у отца: порядочность, скромность, манеру не спеша излагать свои мысли, способность располагать к себе людей. Оба Андроповых были верны своим идеалам: чему присягали — тому и остались верны всю жизнь.
По уверениям присутствующих, отец никогда не баловал своих отпрысков.
— Юрий Владимирович сам никогда не злоупотреблял служебным положением, не позволял пользоваться привилегиями и членам своей семьи, — говорит помощник шефа КГБ Евгений Колгин. — Игоря я знаю с 1968 года. После окончания МГИМО он защитил кандидатскую диссертацию. Работая в Институте США и Канады, получал сто двадцать рублей — был на ставке, как все остальные сотрудники. Директора института Арбатова Юрий Владимирович просил только об одном: “Загружайте сына побольше работой”.
Назначение Андропова на должность председателя Комитета государственной безопасности СССР сказалось на профессиональной деятельности его сына. Стажировку в Англию пришлось отложить. Работая в Дипломатической академии, а с 1978 года — в МИДе, Игорь Юрьевич стал невыездным в капстраны.
Мало кто в те годы знал, что у шефа КГБ было два брака. Первая семья распалась еще в предвоенные годы. Бывшая жена Нина Енгаличева одна воспитывала дочь Евгению и сына Владимира. Во втором браке с Татьяной Лебедевой у Юрия Владимировича родилось также двое детей — сын Игорь и дочь Ирина.
И если младшим сыном Игорем Юрий Владимирович гордился, то о существовании старшего — Владимира — старался никому не рассказывать. По малолетству за мелкое хулиганство Володя получил срок условно, потом второй, освободился досрочно… Уехал в Молдавию, женился. Переболев в детстве дважды гепатитом, “посадил” печень, но продолжал и во взрослом возрасте прикладываться к бутылке.
— Юрий Владимирович все время сожалел, что мало уделяет внимания семье, — вспоминает Виктор Шарапов. — Помню, шутя он говорил, что в субботу работает всегда, а в воскресенье — как правило.
— Судьба Игоря сложилась удачно? — спрашиваю я у присутствующих на панихиде.
— Думаю, удачно, — говорит Евгений Колгин. — Он сделал хорошую карьеру: работал послом в Греции, затем послом по особым поручениям в центральном аппарате министерства. В 1998 году ушел на пенсию. Единственное, что не удалось, — пожить еще…
— Жизнь была у Игоря Юрьевича непростая, и болезней на его долю выпало немало, — дополняет Виктор Шарапов. — Потерял в свое время почку. Его лечили в той же ЦКБ, что и отца. Был скромнейший человек. Лежа в отделении ревматологии, страдая по ночам от страшных болей в ногах, он стеснялся позвать медсестру. Жаль, что не успел закончить книгу об отце.
У Игоря Юрьевича осталось двое детей — дочь Татьяна и сын Константин, которые с семьями живут в Америке. С потомками Юрия Владимировича Андропова от первого брака они не общаются.
Пока мы беседуем, к гробу дипломата несут и несут цветы.
На вдову — журналистку и поэтессу Татьяну — страшно смотреть. Она буквально почернела от горя. А вот бывшая жена Игоря Юрьевича, актриса Людмила Чурсина, на похороны не пришла.
— Людмила и Игорь прожили вместе совсем недолго, для актрисы это был третий брак, для дипломата — второй. Расстались они отнюдь не друзьями, — рассказывает мне шепотом женщина в черном, представившаяся Зоей Петровной. — Чурсиной нужно было решить квартирный вопрос, и она потребовала раздела квартиры. Игорю пришлось выплатить ей кругленькую сумму. С тех пор они, насколько я знаю, не общались. После развода Игорь вернулся к первой жене — Татьяне.
* * *
Андроповых никак не назовешь долгожителями.
Старший сын Юрия Андропова — Владимир — умер в июне 1975 года в Тирасполе при загадочных обстоятельствах: исчез, нашелся в больнице, где вскоре и скончался от почечной недостаточности. Его мечта стать летчиком так и не осуществилась. Накануне смерти он говорил жене Муре: “Напиши на памятнике: “Умер, пытаясь взлететь”. На похороны непутевого сына шеф КГБ не приехал.
Через девять лет, в 1984 году, не стало и “главного чекиста страны”. После долгого лечения у него отказали почки. Его рабочим кабинетом и домом стала Центральная клиническая больница в Кунцеве. У него в палате стоял видеомагнитофон. Когда врачи застали его смотрящим фильм про Джеймса Бонда, генсек страшно смутился. Зная о своей близкой смерти, он подбадривал теряющих дух медиков. Умер Андропов, не дожив до семидесятилетнего возраста. Только после его смерти стало известно, что суровый шеф КГБ писал стихи, любил английские и американские романы, а учась в речном техникуме, мечтал стать капитаном.
Игорь Андропов ушел из жизни, как и отец, в июне.
Московский Комсомолец
от 19.06.2006
Светлана САМОДЕЛОВА
***