Передел на рынке автомобилей Lada в Татарстане продолжается — количество региональных дилеров сократилось вдвое. По мнению председателя совета директоров ООО «КАН-АвтоВАЗ» (генеральный дистрибутор ОАО «АвтоВАЗ» в регионе) Николая Колесова, это произошло потому, что с татарстанского рынка ушли тольяттинские фирмы, которые не были зарегистрированы в Татарстане и не платили здесь налоги.

Председателю совета директоров холдинговой компании «ТатТрансКом» Ильдару Зиннурову не удалось договориться с ООО «КАН-АвтоВАЗ»

Фото: ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВА

Другие дилеры утверждают, что на самом деле изменение структуры рынка происходит в интересах самого «КАН-АвтоВАЗа», который по собственному усмотрению распределяет между продавцами ежемесячную квоту на 2,5 тыс. вазовских машин.

Передел на рынке автомобилей Lada активизировался после того, как ОАО «АвтоВАЗ» выступило соучредителем казанского ООО «КАН-АвтоВАЗ» и заключило с ним дистрибуторское соглашение, лишив подобного статуса другую свою дочернюю компанию — ОАО «Булгар-АвтоВАЗ». Вице-президент по корпоративному и стратегическому развитию АвтоВАЗа Александр Пронин тогда сказал „Ъ“: «Мы готовим принципиально новую концепцию развития системы сбыта, и Татарстан в этом смысле является пилотным регионом». По его словам, в Татарстане будет создана крупная структура, которой АвтоВАЗ передаст эксклюзивные права сбыта своей продукции.


Ъ В 2005 году на рынке Татарстана работало 24 дилера, среди них в Казани и Набережных Челнах — 16 дилеров. По данным дистрибутора «Булгар-АвтоВАЗа», совокупная годовая выручка 12 наиболее успешных продавцов автомобилей Lada в этих двух городах составила 2,5 млрд руб. Лидерами продаж явились ООО «Булак Авто плюс» и ОАО «Булгар-АвтоВАЗ», входящие в холдинг «ТатТрансКом», ООО «Карсар» (449,5 млн руб.), «Транстехсервис» (391 млн руб.) и «Миян» (276,9 млн руб.). В Татарстане продаются 3-5% произведенных АвтоВАЗом автомобилей Lada.


Как рассказали „Ъ“ в нескольких дилерских компаниях, «КАН-АвтоВАЗ» начал свою деятельность в качестве генерального дистрибутора с того, что провел ревизию учредительных и разрешительных документов дилеров и выездные проверки на местах. Председатель совета директоров «КАН-АвтоВАЗа» Николай Колесов сказал „Ъ“, что таким образом дистрибутор «приступил к наведению порядка». По его словам, в результате удалось «отсеять» «бандитские тольяттинские фирмы», считавшиеся «серыми дилерами». «Они не были зарегистрированы в Татарстане и не платили налоги. Если ты у нас продаешь, ты должен платить в бюджет!» — подчеркнул господин Колесов. В результате к настоящему времени на рынке автомобилей Lada с марта текущего года количество дилеров сократилось вдвое — с 24 до 12.

Однако председатель совета директоров холдинговой компании «ТатТрансКом» (торговая марка «Сапсан», холдинг обладает крупнейшей в Татарстане сервисно-сбытовой сетью Lada) Ильдар Зиннуров считает, что с приходом нового дистрибутора АвтоВАЗ фактически потерял контроль над своей сервисно-сбытовой сетью в Татарстане. «Республика отдана на откуп „КАН-АвтоВАЗу“, который по своему усмотрению производит назначение дилеров и распределение квот», — сказал он „Ъ“. В результате, по его словам, некоторые дилеры были лишены квот, несмотря на то что имеют на руках действующие дилерские соглашения с ОАО «АвтоВАЗ», дающие право получать автомобили с регионального склада управления региональных поставок (УРП, филиал АвтоВАЗа). Как рассказали „Ъ“ дилеры, с апреля этого года отгрузка автомобилей с УРС производится вопреки квотам, установленным заводской комиссией АвтоВАЗа, и только после получения разрешения от «КАН-АвтоВАЗа». Это означает возврат к двухуровневой системе продаж. Напомним, что в конце 2005 года АвтоВАЗ с целью повышения прозрачности процесса поставок автомобилей объявил о переходе на одноуровневую систему продаж, при которой дилер получает автомобили напрямую от УРП, минуя дистрибутора.

Таким образом, по мнению дилеров, «КАН-АвтоВАЗ» фактически изменил систему поставок и отгрузки автомобилей.


Ъ ООО «КАН-АвтоВАЗ» учреждено ОАО «АвтоВАЗ» и казанскими частными фирмами в феврале 2006 года. 13 марта 2006 года правительство Татарстана и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение о взаимодействии, в котором договорились содействовать оптимизации сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа в Татарстане. Генеральным директором «КАН-АвтоВАЗа» является сын Николая Колесова Александр Колесов.


Ильдар Зиннуров заявил „Ъ“, что с появлением на региональном рынке «КАН-АвтоВАЗа» входящие в холдинг «ТатТрансКом» дилеры «Булак Авто плюс» и «Сапсан плюс» перестали получать на реализацию автомобили Lada, хотя за каждым из них закреплена ежемесячная квота в 200 автомобилей. «В июне с нашими фирмами вновь не стали заключать договоры, так что мы несем неоправданные убытки», — сообщил господин Зиннуров.

Николай Колесов объяснил эту ситуацию тем, что «дочки» «ТатТрансКома» оказались в числе тех дилеров, что не прошли процедуру «отсева». По его словам, они были лишены квот на вазовские автомобили, поскольку не представили документы на переаттестацию в «КАН-АвтоВАЗ».

Неофициально на АвтоВАЗе ситуацию, сложившуюся в Татарстане, объясняют тем, что автозавод постепенно переходит на новую схему работы с дилерами. Согласно этой схеме, Волжский автозавод будет создавать в городах-миллионниках РФ крупные сбытовые структуры, которые будут напрямую получать автомобили с АвтоВАЗа, а затем перепродавать их региональным дилерам. «Мы прогнозировали, что после этих нововведений появятся недовольные среди дилеров, что мы и имеем в Татарстане. Но, по сути, это единственный способ избавиться от левых продаж, так как одного дистрибутора легче контролировать, чем десяток дилеров», — заметил источник „Ъ“ на АвтоВАЗе.

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА


…и заинтересовали хоккеем

Как сообщил „Ъ“ председатель совета директоров холдинговой компании «ТатТрансКом» Ильдар Зиннуров, ООО «КАН-АвтоВАЗ» предложило дилерам финансировать казанский хоккейный клуб «Ракета», президентом которого является сам председатель совета директоров «КАН-АвтоВАЗа» Николай Колесов. Генеральный дистрибутор ОАО «АвтоВАЗ» в Татарстане, по словам господина Зиннурова, «установил неписанное правило: кто „играет в хоккей“, тот получает автомобили, кто не играет — тот не получает, даже если при этом он соответствует всем требованиям к дилерам высшей категории (располагает автосалоном, станцией технического обслуживания, магазином запчастей, квалифицированным персоналом)».

В нескольких дилерских компаниях „Ъ“ подтвердили, что на совещании дилеров в мае этого года заместитель гендиректора «КАН-АвтоВАЗа» Сергей Чернов объявил дилерам, что до конца года они должны собрать 90 млн рублей на возрождение казанского хоккейного клуба «Ракета», и предложил им перечислить 4% от суммы заключенных договоров на счет клуба. Предварительно же всем дилерам разослали письма с просьбой «оказать спонсорскую помощь» (копия письма имеется в распоряжении „Ъ“). Председатель совета директоров «КАН-АвтоВАЗа» Николай Колесов не стал отрицать факт обращения к дилерам, заявив „Ъ“, что «их никто не обязывает», но «спорт возрождать надо».

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА

КАЗАНЬ    №108 от 17.06.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ — ВОЛГА-УРАЛ

***