GM въедет в Петербург раньше Nissan и Toyota. Но от сотрудничества с АвтоВАЗом отказываться не собирается
Во вторник Американский концерн General Motors заложил первый камень в свой очередной проект в России. С четвертой попытки GM решил строить собственный завод, а не полагаться на местных партнеров, в которых уже побывали ЕлАЗ, АвтоВАЗ и «Автотор». Впрочем, в GM утверждают, что проекты в Тольятти и Калининграде сохранятся, а новый завод в Петербурге лишь расширит присутствие GM в России.
Топ-менеджеры GM не скрывают того, что спешно начатое строительство завода в Петербурге, затеянное вслед за Ford, Toyota и Nissan,– решение политически выверенное. Во вторник на церемонию закладки первого камня в промзоне Шушары Пушкинского района Петербурга прибыли председатель правления и гендиректор GM Ричард Вагонер, президент GM-Europe Карл Питер Фостер, первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, посол США в России Уильям Бернс.
Было заявлено, что завод GM построят к концу 2008 года, но крупноузловая сборка автомобилей на нем начнется уже в сентябре этого года. Таких скоростей в реализации проектов до сих пор не демонстрировал ни один автопроизводитель. При этом инвестиции по сравнению со строящимися по соседству автозаводами стоимостью от $200 млн достаточно скромные – $115 млн. Проектная мощность тоже небольшая – 25 тыс. автомобилей в год. Впрочем, неофициально в GM поясняют, что эта цифра названа потому, что таков минимальный объем промсборки, позволяющий получить таможенные льготы на ввозимые компоненты. То есть с вопросом, сколько автомобилей концерн будет делать в России, в GM еще не определились.
Но зато известно, что модели будет две. Это «паркетный» внедорожник Chevrolet Captiva (сейчас его выпускает корейский завод GM-Daewoo. — „Ъ“) и модель класса С, название которой пока не уточняется. По сведениям „Ъ“, речь идет об автомобиле, который придет на смену нынешнему Chevrolet Lacetti. По крупноузловой технологии GM планирует собирать 4 тыс. машин в год, и первой моделью будет именно Captiva. С ценой около $30 тыс. он будет занимать нишу между тольяттинской Chevrolet Niva и большими «калининградскими» внедорожниками TrailBlazer и Tahoe.
Как заявил вчера господин Фостер, автосборочный проект GM в Шушарах никак не отразится на работе СП «GM-АвтоВАЗ»: «Продукция нашего собственного завода не будет конкурировать с продукцией «GM-АвтоВАЗа» по цене». Представители GM тоже подчеркнули, что не намерены продавать свою долю в СП.
От запуска проекта GM может пострадать другое российское автосборочное предприятие – «Автотор». По сути, осенью GM планирует начать такую же крупноузловую сборку своих моделей, которую сейчас осуществляет «Автотор», причем при значительно более низких затратах со стороны GM. Менеджеры американского концерна не смогли вчера объяснить, зачем вкладываться в «отвертку» в Питере, если до ввода в строй полномасштабного производства можно продолжать собирать те же модели в Калининграде. Но заверили, что по-прежнему ведут с «Автотором» переговоры о расширении сотрудничества.
ДМИТРИЙ БЕЛИКОВ,
ЕКАТЕРИНА ЕМЕЛЬЯНОВА
САМАРА №107 от 16.06.2006, ПТ
*