Сегодня в Доме Профсоюзов Самарской области при поддержке министерства гуманитарного и социального развития Самарской области прошел обучающий семинар для трудовых арбитров и руководителей Служб по урегулированию коллективных трудовых споров.

Порядок урегулирования противоречий между работниками и работодателями, организация переговорного процесса конфликтующих сторон, роль трудового арбитра в урегулировании трудовых споров– эти и многие другие вопросы, связанные с ведением коллективных трудовых споров, активно обсуждались специалистами в области трудового права.

Актуальность вопросов обусловлена тем, что несмотря на то, что многие из перечисленных функций подробно регламентированы действующим Законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», действия работодателей, работников и трудовых арбитров зачастую не соотносятся с ним.

Так, весь досудебный порядок урегулирования коллективного трудового спора строится на добровольном принятии и исполнении работодателем и работниками обязательств по устранению причин, вызвавших конфликт. В случае не разрешения конфликта своими силами в организацию привлекаются посредники, трудовые арбитры, формируется трудовой арбитраж. В список трудовых арбитров включаются специалисты органов по труду, профсоюзные работники, представители работодателей. Решение трудового арбитража является обязательным для всех участников коллективного трудового спора. Оспорить действия своих оппонентов стороны спора могут только в судебном порядке.

По словам руководителя правового управления министерства Бутолина Дениса Сергеевича, очень важно, чтобы работодатели, работники и трудовые арбитры знали Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и, при возникновении конфликтных ситуаций, действовали в строгом соответствии с ним. В частности, Закон предусматривает определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который включает в себя несколько этапов разбирательства: а именно — урегулирование разногласий самими сторонами спора, примирительные процедуры и забастовка в качестве крайнего средства для разрешения коллективного трудового спора.

Законодательством также определен исчерпывающий перечень поводов для возникновения коллективного трудового спора, порядок выдвижения требований работников к работодателю, сроки их рассмотрения руководителем организации и принятия по ним решения.

К примеру, при выдвижении требований работниками, они должны быть рассмотрены работодателем, который сообщает о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит: из рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. В случаях уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. Служба (государственный орган) содействует разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу.

Этот семинар, отметил Бутолин, был организован именно для того, чтобы специалисты в процессе обсуждения выработали единую схему разрешения коллективного трудового спора в соответствии с действующим законодательством и имеющейся на сегодняшний день практикой урегулировании подобных споров.

Департамент информационной политики и массовых коммуникаций аппарата Правительства Самарской области

*