Обстановка на дорогах России и всего мира представляет реальную опасность демографии и национальной безопасности многих государств. Из-за масштабов наносимого вреда аварийность отнесена ООН к основным угрозам современности. За последние 10 лет в Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях погибли 315 тысяч человек, более 2 млн. – получили увечья, нанесен значительный ущерб экономике страны.

По сути, на дорогах России ежегодно гибнет и получает увечье количество граждан, соизмеримое с населением крупного областного центра.

Трагично осознавать, что ежегодно в дорожных происшествиях гибнет более 1 тысячи детей и около 25 тысяч получают различные ранения. Эта печальная статистика означает, что больше уже никогда не прозвенит звонок для ребят целой школы.

Тревога за жизни и здоровье россиян на автодорогах страны со всей очевидностью прозвучала в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании президиума Государственного Совета России в ноябре 2005 года и нашла свое отражение в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год.

В целях кардинального изменения ситуации Правительством России реализуются неотложные меры экономического, организационного и правового воздействия на ситуацию на автодорогах.

Принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», основной целью которой является сокращение числа погибших граждан в ДТП.

В рамках программы в числе многих других вопросов будут решаться проблемы повышения уровня технической оснащённости подразделений Госавтоинспекции, социальной защищенности сотрудников, улучшения их медицинского обслуживания в связи с особыми условиями труда и материального обеспечения.

Бесспорно, аварийность связана со многими объективными факторами: ростом автомобилизации населения, нарастающей диспропорцией между количеством транспортных средств и не рассчитанной на современную интенсивность движения дорожной сетью, улучшением скоростных качеств автомобилей. Однако основной причиной является крайне низкая дисциплина как водителей, так и пешеходов.

Больше половины всех происшествий происходит вследствие управления транспортом в нетрезвом состоянии, превышения скорости, езды по полосе встречного движения.

Нельзя рассчитывать на изменение обстановки к лучшему без решительного укрепления правопорядка на дорогах России. Доминирующая роль в этом отведена сотрудникам Государственной автомобильной инспекции – единственному органу, на который возложены функции профилактики, выработки и реализации государственной политики в сфере безопасности дорожного движения.

Руководство Министерства высоко ценит самоотверженную работу и усилия сотрудников ГИБДД по наведению порядка на дорогах страны. Госавтоинспекция – это часть милиции, поэтому ее сотрудники часто принимают на себя первый удар, защищая интересы граждан, государства и общества от преступных посягательств.

Сегодня тысячи рядовых и офицеров ГИБДД с честью и доблестью служат порученному делу. Однако нужно признать, что у отдельных сотрудников не хватает профессионализма, компетентности, внутренней культуры и добросовестности. Особую опасность представляют злоупотребления при приеме экзаменов и прохождении технического осмотра автотранспортных средств.

Облегчая незаконным путем получение водительского удостоверения или допуская к эксплуатации неисправное транспортное средство, коррумпированные сотрудники, а иногда и их руководители становятся прямыми виновниками гибели людей и искалеченных судеб в ДТП. Показателем масштабов злоупотреблений среди сотрудников ГАИ является возросшее число должностных преступлений, в том числе взяточничества. Такое положение дел далее недопустимо. Сотрудник Госавтоинспекции, заступая на службу, должен достойно представлять власть, а не злоупотреблять ею.

Требуя дисциплины и исполнения закона у граждан, должен сам быть примером в поведении на дорогах, в совершенстве знать нормативные и законодательные акты, быть способным первым прийти на помощь пострадавшим людям.

Сотрудник Госавтоинспекции обязан сочетать в себе принципиальность и требовательность к нарушителям с вежливым и доброжелательным отношением к гражданам, попавшим в затруднительное положение и рассчитывающим на помощь. Требования и действия инспектора должны быть понятны, открыты и справедливы. Необоснованные запреты и придирки, очереди в подразделениях, формальное отношение к человеческой беде и поборы вызывают раздражение, непонимание и жалобы граждан.

Сотрудник ГИБДД должен оценивать поведение и действия участников дорожного движения исключительно с позиции закона. Иметь опрятный внешний вид форменной одежды и служебного автотранспорта, строго руководствоваться в своей работе правовыми и морально-этическими нормами. В служебных коллективах необходимо создать обстановку недопустимости использования служебного положения в корыстных целях. Именно эти действия в наибольшей степени подрывают авторитет службы.

Повседневная деятельность Госавтоинспекции должна быть публичной, доступной для общественного контроля и понятной для граждан. Министерством внутренних дел Российской Федерации делается все необходимое для того, чтобы на службу приходили люди, способные и желающие решать эти непростые и общественно важные задачи. Зачастую вам, уважаемые коллеги, приходится работать в сложных погодных и экологических условиях, встречая непонимание, раздраженность, а нередко и агрессию со стороны участников дорожного движения. В том и сложность милицейской профессии, что всему этому вы обязаны противопоставить выдержку и профессионализм, быть готовым предотвратить конфликт, сделать так, чтобы от общения с сотрудником милиции у граждан укреплялась уверенность, что их законные права и интересы на дорогах надежно защищены, а форма сотрудника ГАИ и служебный автомобиль стали бы символом профессионализма и высокой транспортной дисциплины. Именно поэтому МВД России принято решение о сокращении использования государственных номерных знаков синего цвета и спецсигналов до такого количества, которое реально необходимо.

Гражданин, который видит на автодороге спешащий автомобиль с проблесковым маячком и специальными номерами, должен быть уверен, что это действительно необходимо, что от минут, которые будут сэкономлены в дороге, зависит жизнь и безопасность людей, нормальная жизнедеятельность общества. Только тогда участники дорожного движения с пониманием будут относиться к спецавтомобилям и немедленно уступать им дорогу, как это происходит в других странах мира.

Отдельно хочу остановиться на работе сотрудников столичной Госавтоинспекции. Сегодня от того, насколько корректно, грамотно, эффективно и профессионально будете работать вы, уважаемые москвичи, во многом зависит общественная оценка всех усилий Госавтоинспекции. По работе московской Госавтоинспекции жители города, гости столицы, представители органов государственной власти в целом судят о способности Российской Госавтоинспекции успешно выполнять правоохранительные и народно-хозяйственные задачи. Поэтому ваша деятельность и ее результаты будут и впредь являться предметом самого пристального внимания руководства Министерства.

Обращаясь к сотрудникам Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, хочу подчеркнуть, что утвержденная федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» потребует от каждого сотрудника центрального аппарата немалых личных усилий, знаний и настойчивости в достижении поставленных целей. В самые короткие сроки необходимо решительно повысить профессионализм и эффективность работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Граждане Российской Федерации в праве ждать кардинальных изменений в деятельности Госавтоинспекции, чтобы ушли в прошлое горестные рассказы водителей о встрече с «гаишником», вымогательство, «нелюдимое» отношение к посетителям паспортистов и дежурных по подразделениям. Не просто вернуть доверие к службе и преодолеть весь этот накопившийся за последнее десятилетие негатив, но делать это необходимо безотлагательно, на конкретном посту, перед конкретным человеком, в каждой жизненной ситуации на дороге. Где бы вы ни несли службу, выезжая на место происшествия, рассматривая протоколы об административных правонарушениях, регулируя движение на перекрестках, осуществляя патрулирование, всегда необходимо помнить, что ваша главная задача — служить людям, их интересам, защищать их права на безопасность и свободу передвижения.

Заявляю, что коррупция, должностные преступления, грубость и невнимательное отношение к людям несовместимы со службой в органах внутренних дел и всякий раз будут получать самую принципиальную оценку руководства Министерства. Уже в ближайшее время активизируется работа по усилению антикоррупционного контроля за деятельностью подразделений Госавтоинспекции.

Повышенное внимание будет уделено служебной подготовке личного состава, отбору на службу сотрудников с высокими морально-этическими качествами, доброжелательных и преданных долгу. Уверен, что юбилейный год 70-летия Госавтоинспекции станет точкой отсчета ее новых достижений в охране жизни и здоровья граждан на дорогах России, восстановления лучших традиций и идеалов службы, укрепления ее авторитета в обществе.

Министр внутренних дел

Российской Федерации,

генерал армии Р. Нургалиев

15.06.2006

Независимая газета

*