Россия: Демократия — полезнее для здоровья нации ("The Washington Post")
То, что здоровье нации, которой все более уверенно правит автократия Владимира Путина, подвержено особенно бурному и катастрофическому ухудшению, когда-либо характерному для мирного времени, уже широко известный факт.Продолжительность жизни в России падает, а количество несчастных случаев и заболеваемость стремительно растет, даже появились случаи распространения эпидемии СПИДа.
Менее известно о том, что прямо по соседству, в другой славянской стране с традиционной привязанностью к водке — Польше — имеет место значительное улучшение здоровья нации. Разница говорит о том, как демократия преобразила центральную Европу за последние 15 лет и как она провалилась в России.
Начнем с цифр. В начале 80-х продолжительность жизни в советской России и коммунистической Польше была, грубо говоря, одинаковой. Обе страны были на пороге ухудшения. Рак и сердечно-сосудистые заболевания начали низкий старт, рука об руку с их основными причинами — курением и алкоголизмом.
Два десятилетия спустя продолжительность жизни польских мужчин — 70 лет — выросла на 4 года со времени падения коммунизма и сейчас на 10 лет больше продолжительности жизни российских мужчин. В Польше распространенность сердечно-сосудистых заболеваний упала на 20% за 10 лет, тогда как в России выросла на 25%. Смертность от несчастных случаев и других экстремальных ситуаций сократилась на 19% в Польше, а в России достигла небывалого уровня. Уровень распространения ВИЧ инфекции в Польше является одним из самых низких в Европе, а в России он — один из самых высоких в мире.
Витольд Затонский уверен, что знает причину этих небывалых отличий. Эпидемиолог из Варшавы, он потратил десятки лет на изучение и проведение кампаний в защиту общественного здоровья в Польше и соседних странах. Его ответ формулируется простым девизом: «Демократия — лучше для здоровья». «Это единственный способ объяснить происходящее, — сказал он в ходе своей недавней поездки в Вашингтон. — Выходит, что свободные рыночные отношения и свободные политические дебаты напрямую связаны с хорошим здоровьем в центральной и восточной Европе».
Этот вывод одно время оспаривался некоторыми коллегами Затонского как в Польше, так и на Западе. В конце концов, демократия принесла Польше свободу рекламирования сигарет и алкоголя, западной продукции и парламент, который, вероятно, лоббирует чьи-то особые интересы. В 90-х компании по производству сигарет оставляли на польском рынке100 миллионов долларов в год.
Однако, знаменательно то, что другие продукты свободного общества, особенно независимые общественные организации и пресса, пропагандирующие знания и открытое обсуждение вопросов здоровья, перевесили все потраченные деньги и влияние.
Когда я впервые встретил Затонского в 1986 году, он показался мне Дон Кихотом, пропагандирующим отказ от курения, которого едва выносило коммунистическое правительство и который не мог устраивать общественные кампании или влиять на контролируемое государством производство табака и монополий, производящих алкогольную продукцию. Но с приходом демократии в 90-х, он уже мог организовать общественное движение для проведения национальных кампаний против курения, привлекал много внимания со стороны независимой прессы и в конечном итоге убедил выборный парламент провести далеко идущие запреты на рекламу и продажу сигарет. В Польше 90-х количество курящих, которое стабильно поднималось со времен второй Мировой, упало на 10%, несмотря на натиск западных компаний.
Поляки, тем не менее, стали узнавать из прессы, что растительное масло полезнее животного жира и масла, а на польском рынке оно становилось все более доступным. Свежие фрукты и овощи стали доступны круглый год впервые за десятки лет, и новые общественные движения женщин — а также родителей и диетологов — появились повсюду, рекламируя их потребление. Многие пьющие переключились с водки на пиво и вино. Открылись частные спортивные залы, и стало модно заниматься физическими упражнениями. Сердечно-сосудистые заболевания, говорит Затонский, пережили «серьезнейший упадок за всю историю человечества».
И не только в Польше. Цифры, приводимые Затонским, показывают четкую границу между странами бывшего Варшавского Договора, которые приняли демократию и устремились в сторону Запада, и теми странами, которых сохранили самодержавие. Помимо Польши, в Чехии и Венгрии, а также в других демократических странах значительно вырос уровень здоровья нации. А на Украине и в Беларуси, которые последовали за политическим курсом России с его ограниченной свободой, произошел спад. Страны Прибалтики — Латвия, Литва и Эстония, которые когда-то были республиками Советского Союза, поначалу двигались вниз вместе с Россией, но уже в 1995 году, построив демократию западного образца, им удалось остановить тенденцию и последовать примеру Польши.
Не во всякой стране есть такие энергичные пропагандисты здорового образа жизни как Затонский. Но его карьера доказывает, что такие люди не менее важны, чем окружающая их политическая среда. Изучения Затонского показывают, что больной России нужен не доктор, а Владимир Путин и что консолидация им власти в стране вероятнее всего сделает ее народ еще более нездоровым.
The Washington Post
Джексон Дил / Jackson Diehl, 15 марта 2004
ИноСМИ.Ru
15 марта 2004, 13:54
*