Cutty Sark — это шотландский виски, бесспорно. А ещё это единственный доживший до наших дней классический клипер, то есть — быстроходный парусник. Он прожил 137-летнюю жизнь, состарился и не может выходить в море. Поэтому хранится в сухом доке в Лондоне. Но надо спасать его и там. И уже придумано – как.

Снаружи легендарный клипер и сегодня выглядит отлично. Но если покопаешься в его внутренностях, быстро поймёшь — всё ржавеет, рушится и гниёт (фото с сайта cuttysark.org.uk).

Чем же славен «Катти Сарк»? За что его сохранять, да беречь? В Wikipedia на этот счёт написано следующее. Cutty Sark был построен в 1869 году в Шотландии и спущен на воду 23 ноября того же года. Своим названием судно обязано короткой рубашке, которую носила миловидная ведьма Нанни (Nannie), героиня поэмы «Тэм о»Шантер» (Tam o» Shanter), написанной Робертом Бёрнсом (Robert Burns) в 1790 году.

Предназначением парусника было участие в «гонке за чаем»: в те времена экипаж первого судна, доставившего из Китая в Лондон первый в этом году — самый свежий чай — получал огромную прибыль, славу, в общем — приз.

Пожалуй, только живописцы могут представить нам вид тогдашнего, скоростного парусника. Красавец (изображение с сайта hnsa.org).

Но Cutty Sark это торговое соревнование так ни разу и не выиграл, хотя однажды всё-таки прославился. В самой известной гонке против клипера Thermopylae в 1872 году конкуренты покинули Шанхай одновременно 18 июня, но через две недели Cutty Sark потерял руль и прибыл в Лондон 18 октября, спустя неделю после соперника.

Вместе с тем судно заслужило уважение и почёт, поскольку капитан не сдался и продолжал гонку с импровизированным рулём, хотя мог бы зайти в порт для его замены. И проиграл при этом всего-то неделю.

Примерно в 1878-м «чайные гонки» завершились. И по прошествии времени, когда медленные, но надёжные пароходы стали вытеснять быстрые клиперы из бизнеса, Cutty Sark стал использоваться в торговле шерстью с Австралией.

В тёмное время «Катти Сарк» подсвечивают так, что он напоминает Петра работы Церетели (фото с сайта cuttysark.org.uk).

На этом поприще в 1885-м парусник здорово отличился: добрался из Австралии через Мыс Горн в Англию очень быстро — за 72 дня. Его лучший пробег — 360 морских миль (666 км) за 24 часа — сделал Cutty Sark самым быстрым судном его размера.

Легендарный клипер вот-вот закроют на 3 года реконструкции (фото с сайта ukstudentlife.com).

В 1895 году клипер продали португальской фирме, которая его переименовала в Ferreira, потом судно было перепродано, несколько перестроено, ещё раз переименовано в Maria do Amparo и так бы, наверное, и сгинуло в небытие…

Однако в 1922-м его выкупил английский капитан, который восстановил «всё как было», вернул оригинальное имя и использовал как учебное судно. В 1954 году Cutty Sark поставили в сухой док в Гринвиче, где он с 1957-го служит музеем и популярной достопримечательностью.

Но в 1998 году владеющий судном фонд (Cutty Sark Trust) объявил, что если «Катти Сарк», на борту которого уже побывало больше 15 миллионов человек, не подвергнуть масштабной реконструкции, то самое позднее к 2007 году парусник перестанет соответствовать нормам безопасности, его необходимо будет закрыть для посетителей.

И останется лишь грустно наблюдать, как он, фактически превратившись в разрушающееся здание, ржавеет и гниёт.

Проекту «парусник в бутылке» не суждено сбыться, увы (иллюстрация с сайта grimshaw-architects.com).

Начались дебаты по теме, основным вопросом в которых были, само собой, деньги. Ещё бы, по предварительным расчётам, выходила неслабая сумма в 25 миллионов фунтов (примерно $46 миллионов). Некоторые критики поспешили заявить, что на такие средства можно не просто подлатать Cutty Sark, а спустить его на воду и отправить в плавание.

Тем не менее, в конечном счёте, совсем не богатый фонд Cutty Sark при поддержке герцога Эдинбургского уговорил лотерейный фонд наследия (Heritage Lottery Fund) предоставить на восстановление памятника грант в 13 миллионов фунтов, то есть – была добыта половина необходимой суммы. Остальное англичане рассчитывают получить в случае успеха лотереи Heritage Lottery Fund и собрать в виде пожертвований.

А так Cutty Sark должен будет выглядеть в 2009 году (иллюстрация с сайта grimshaw-architects.com).

Проект реконструкции Cutty Sark, которая, по идее, должна быть произведена с конца 2006-го по 2009 год, был доверен сэру Николасу Гримшоу (Nicholas Grimshaw). И в ноябре 2004 года этот весьма известный архитектор обнародовал достаточно смелый план, который прозвали «судном в архитектурной бутылке».

Гримшоу предложил вытащить парусник из дока и посадить его в сети из кевлара и других высокотехнологичных материалов. Сверху клипер для большей сохранности был бы полностью покрыт сложным «куполом», напоминающим волны или гигантскую шляпу адмирала.

Для сооружения этого навеса авторы проекта хотели использовать швейцарские «воздушные» балки. Они также нашли в Венеции фирму, которая согласилась изготовить огромные кривые части из стекла.

Ориентировочно в 2010 году дети под днищем судна смогут потрогать руками его якорь (иллюстрация с сайта grimshaw-architects.com).

Осуществление идеи «судно в бутылке» стало бы символом слияния военно-морской архитектурой и последних технологических достижений. Однако от этой затеи, по ряду причин, пришлось отказаться. Финансовая сторона, по-видимому, была одной из главных.

Но вторая половина проекта Гримшоу всё же будет реализована. Она касается посадки парусника в почти невидимый «кевларовый гамак». Снизу, под изящным корпусом судна, появится своего рода смотровая площадка – посетители смогут ходить под днищем Cutty Sark и обозревать его, обычно скрытые под водой, но от того не менее важные части.

А со стороны с навесом на уровне ватерлинии клипер будет казаться покоящимся на стеклянных волнах. Судя по компьютерным картинкам, будет красиво.

В заключение стоит добавить, что в 1869 году строители Cutty Sark ожидали, что клипер проживёт около 30 лет. И, как видим, уже ошиблись на сто с лишним годков. А, быть может, и не на одну сотню лет. Ну, так они и про Blended Scotch Whisky не догадывались.

3 июня 2006

membrana

MEMBRANA

***