Россия-Грузия: "Привет горячий!"
Растопить замороженные конфликты в российско-грузинских отношениях – первый шаг к этому был сделан сегодня ночью. По окончанию первого дня 10-го экономического форума президент России Владимир Путин в течение полутора часов в Константиновском дворце обсуждал со своим грузинским коллегой Михаилом Саакашвили наболевшие вопросы. «Добрый день, уважаемые дамы и господа!», — сказал Владимир Путин, выйдя к журналистам, когда на часах была половина первого ночи. Ничего конкретного представителям СМИ не рассказали, но и Путин, и Саакашвили признали, что проблемы есть и их можно и нужно решать.
От этих переговоров, особенно на фоне обострившихся в последнее время взаимных упреков сторон, ждали очень многого. Хотя изначально было понятно, что на чуть ли не единственной встрече за последний год договориться о какой-либо конкретике президентам вряд ли удастся. Тем более на фоне развернувшихся конфликтов из-за Южной Осетии и грузинского вина. Но стороны всячески стремились продемонстрировать «дружбу народов».
Встреча президентов началась со своеобразной словесной дуэли на высокие темы. Прилетев в Петербург, около семи вечера Саакашвили за пять часов успел поужинать, погулять по центру города и покататься по каналам, о чем и сообщил Владимиру Путину, который последние годы фактически лишен таких человеческих радостей.
«Спасибо, что приняли приглашение», — неожиданно сказал Владимир Путин, видимо, имея в виду Константиновский дворец. Потому что сама встреча были инициирована грузинским коллегой, который 3 июня позвонил российскому президенту. Саакашвили, который последний раз был в Петербурге 3-4 года назад, даже отметил серьезные «преобразования города». На что его российский коллега выразил надежду на то, что президент Грузии в следующий раз сможет найти время в своем графике и уделить больше внимания экономическому форуму. Поговорили президенты и об общем искусстве, точнее о Зурабе Церетели. Саакашвили напомнил, что на главной площади в Тбилиси стоит памятник работы президента Российской академии художеств.
-Как я успел заметить, Санкт-Петербург – зона, свободная от Церетели, — сказал Саакашвили и тут же добавил, — но это временно.
-Вы здесь просто не везде были, — ответил Владимир Путин
Начав разговор с шуток, президенты сконцентрировались на вопросах территориальной целостности Грузии и развития торгово-экономических отношений. Если Владимир Путин вспоминал историю с Чечней, завершившейся проведением референдума, то Михаил Саакашвили принципиально отстаивал каждый метр своей страны: «Грузия-маленькая страна, очень красивая страна, и лучше ее оставить в покое. Нам больше нечего никому отдавать. Ни одного метра. Никто ничего не получит. Ни агрессивный сепаратист, ни кто-либо другой».
Напомним, что с первых дней июня высокопоставленные чиновники и с той, и с другой стоны осыпали друг друга взаимными оскорблениями. В Грузии заявляли, что российские миротворцы затягивают ротацию в зоне грузино-осетинского конфликта. Россия, в свою очередь, не соглашаясь на вывод миротворцев из страны. Наш министр обороны Сергей Иванов не отрицал возможные провокации со стороны грузинских властей. Министр обороны Грузии Окруашвили бил по запрету вина заявлениями о том, что российские граждане готовы покупать вино даже «из фекальных масс». Россия и Южная Осетия высказывали Грузии за подготовку силового решения югоосетинской проблемы и за прием бронетехники из Украины, Македонии и США. Затем Южная Осетия чуть было не решила присоединиться к России путем объединения с Северной Осетией.
Неизвестно, чем бы закончился набирающий все большие обороты конфликт, если бы президенты не договорились встретиться. В итоге оказалось, в отношениях России и Грузии все не так плохо, как казалось.
Возможность признания Россией суверенитета Абхазии и Южной Осетии сыграла немалую роль в «шаге доброй воли». Поэтому и попытался Саакашвили в столь экстренном порядке наладить отношения с «большим соседом». «Исторически всегда проблемы Кавказа решались правильно и сравнительно безболезненно, когда Грузия была с Россией, и совместными усилиями решала проблемы региона», — заявил Саакашвили, с прискорбием отметив, что сейчас такой координации в отношениях нет. «На Кавказе есть проблемы с конфликтами и агрессивным сепаратизмом», — признал грузинский президент. По него словам, Грузия рассчитывает на позицию России, которая поддержала план урегулирования конфликта по Южной Осетии: «Мы рассчитываем на следующие положительные шаги российской стороны и на ваше личное участие, Владимир Владимирович. Время упущено, но не бесповоротно».
Оправдывался грузинский президент и за оскорбительные высказывания грузинских чиновников в адрес России. «Когда кипят страсти, делаются всякие заявления, и обиды возникают. Но одна вещь – это эмоции, а другая – это реальная жизнь и конкретные вопросы», — заявил Саакашвили, объяснив ситуацию тем, что даже эти эмоции не отражают весь трагизм и драматизм сложившейся ситуации в Абхазии и Южной Осетии.
В ходе встречи выяснилось, что президенты узнали и новое о соседе. В частности, Владимир Путин на встрече с журналистами впервые услышал о требовании Тбилиси выдать экс-президента Аджарии Аслана Абашидзе и очень удивился, так как Грузия сама давала ему в свое время гарантии неприкосновенности. Но и тут грузинская сторона проявила гибкость: Саакашвили тут же заявил, что если российские структуры хотят приютить грузинский криминал, его с удовольствием будут экспортировать: «Они нам не нужны».
Не прошло и месяца с разгара винной войны, как сегодня ночью выяснилось: самое позитивное в отношениях Грузии и России — это постоянно развивающиеся торгово-экономические отношения. Владимир Путин дважды сообщил журналистам о том, что Россия для Грузии остается основным торговым партнером. «Мы поговорили о возможных путях не только восстановления, но и развития наших связей», — сообщил журналистам российский президент, отметив неплохую тенденцию в этой сфере. Например, то, что ежегодно от граждан Грузии, проживающих на территории России, переводится от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Правда, когда возник вопрос, связанный с запретом на ввоз грузинского вина, Владимир Путин заговорил по-другому: сначала надо навести порядок.
-Вы знаете, как остро стоит у нас вопрос с алкоголизацией населения и суррогатами, и какая у нас большая смертность? Очень много фальсификата,- до 60 процентов. Справимся с этой проблемой, и не будет вопросов с доступом на рынки Российской Федерации, — пообещал Владимир Путин.
-Вино у нас может закончиться, — подхватил Саакашвили, уточнив, что Грузия начала его продажу на Запад, — Я не хочу, чтобы Россия осталась без вина. После того, как был введен запрет, один из крупных заводов Грузии уже был куплен российскими предпринимателями, — попытался заинтересовать российскую сторону грузинский президент.
-Чтобы порядок навести…, — не удержался Владимир Путин.
По всей видимости, порядок в российско-грузинских отношениях наводить придется долго. Пока у сторон больше вопросов, чем ответов. Но сегодня был сделан первый шаг. Возможно, это всего лишь создание видимости перемирия накануне саммита G8. Своего рода консервация «ни мира – ни войны». Но, возможно, эта — первая из серии встреч, на которых доброжелательно-принципиальные президенты наконец-то придут к компромиссу. А пока, как кинул в зал уходящий Владимир Путин: «Привет горячий!»
Александра Медведева
Фонтанка.ру
14/06/2006 09:50
***