Последний российский Ту-144 грозят распилить
Россия может потерять единственный остающийся на ее территории целый экземпляр сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Самолет с бортовым номером 77115 был куплен в свое время коммерческой компанией, которая грозит разобрать лайнер на металлолом, если его не выкупят за 10 миллионов рублей до 17 июня.
Ту-144 — одна из легенд советского авиастроения. Сверхзвуковой пассажирский самолет создавался в гонке с британо-французским консорциумом, работавшим над созданием «Конкорда». Бюро Туполева обогнало команду европейцев на три месяца, подняв сверхзвуковой лайнер в воздух 31 декабря 1968 года.
На западе за Ту-144 закрепилось прозвище «Конкордски». Эксперты до сих пор спорят о том, какую роль в создании самолета сыграл промышленный шпионаж советских представителей в Париже, однако большинство сходятся в том, что даже позаимствовав определенную часть узлов и геометрии у западных конструкторов, советские авиастроители создали принципиально отличный самолет.
Почти 10 лет сверхзвуковой самолет могли оценить только специалисты и посетители авиасалонов. В 1973 году произошла одна из первых аварий — на авиасалоне в Ле Бурже во время второго демонстрационного полета «Конкордски» раскололся в воздухе и рухнул на жилые дома.
В 1975 году начался недолгий период эксплуатации Ту-144 на пассажирских маршрутах. Однако в мае 1978 года, после крушения самолета, повлекшего жертвы среди экипажа, самолет сняли с пассажирских полетов. Тем не менее, модифицированые Ту-144 продолжали полеты на перевозках грузов и позже в качестве воздушных лабораторий для проведения научных испытаний и подготовки экипажей космических экспедиций.
Как сообщают российские источники, два последних Ту-144 с бортовыми номерами 77114 и 77115 попали в частные руки при реорганизации конструкторского бюро Туполева. Самолеты продавались и перепродавались, но оба оказались в результате в подмосковном Жуковском.
Как поясняет сайт avia.ru, самолет с бортовым номером 77114, использовавшийся в качестве летающей лаборатории компанией Boeing, уже неспособен к полетам. У «борта 77115» теоретическая пригодность к эксплуатации остается.
Для спасения самолета 3 миллиона из требуемых десяти перечислила администрация губернатора Подмосковья Бориса Громова. Поисками оставшихся 7 миллионов занимается «Клуб Героев Жуковского», объединяющий ветеранов авиации — испытателей, штурманов и инженеров. «От нас зависит, чтобы символы славы, ума и таланта народа России не повторяли судьбу проданных за гроши шедевров искусства, взорванных храмов или затопленной станции «Мир», — заявил председатель Клуба Геннадий Ирейкин.
По словам Ирейкина, если энтузиастам удастся выкупить самолет, он будет отремонтирован и превращен в музей.
Если этого не произойдет, то для того, чтобы посмотреть на детище советской сверхзвуковой авиации, россиянам придется отправляться в Германию — там, в музее города Синсхайма стоит Ту-144, купленный в 2001 году. Рядом, кстати, красуется и «Конкорд» — ныне оба списанные, соперники объединились на музейной площадке.
вторник, 13 июня 2006 г., 16:45 GMT 20:45 MCK
*