Несколько лет назад на «испорченный» квартирный вопрос государство решило ответить ипотекой. Кто из нас, узнав о предлагаемой возможности, улучшить свои жилищные условия, не «примерил» ипотечное платье на себя. Увы, подавляющему большинству оно оказалось не по карману. Прошло время, а ипотека по-прежнему так и осталась завидной мечтой для большинства российских граждан. «Ипотека рядом с вами!» — читаем мы на баннерах, и с этим, действительно, трудно не согласиться. Она — рядом. Вот только: «Близок локоть, а не укусишь!»

Впрочем, некоторые самарцы отважились попробовать ипотеку. Подробности — в материале Ольги Петропавловской.

Невыносимая легкость ипотеки

«Итак, она звалась Татьяной». Позволим себе дать нашей героине это имя. Ведь в данном случае важно, не кто она, а что с ней произошло. А произошло с ней следующее: Татьяна решила обратиться в ипотеку.

Татьяне — 30 лет, у нее муж и ребенок, и ей было необходимо улучшить свои жилищные условия. На имеющиеся собственные средства — 700 тысяч рублей — купить квартиру было невозможно. Они составляли ровно половину стоимости жилья, требовались заемные. По рекламным объявлениям Татьяна начала искать ипотеку и нашла Областной фонд ипотеки. Так состоялась встреча Татьяны и ипотеки. И вот что из этого получилось.

Какие вам предложили условия?

Татьяна: Во-первых, требовались официальные доходы. Во-вторых, минимальный процент по кредиту составлял 12 %, при наличии 50 % собственных средств. Срок кредита — 15 лет. Если заемных средств необходимо больше половины стоимости жилья, то проценты увеличиваются.

Почему вы решили взять кредит на 15 лет?

Татьяна: Из-за процентов. Кредит, рассчитанный на 20 лет, предполагает уже 13 процентов годовых.

По каким критериям выбрали именно эту организацию?

Татьяна: Дело в том, что коммерческие банки предъявляют повышенные требования к заемщикам. В частности, ежемесячный доход семьи должен составлять 40 тысяч рублей. Учитывается прожиточный минимум: недавно он был 3,5 тысячи рублей, а сейчас уже 4 тысячи рублей. Как рассчитывается кредит? Нужен общий доход, минус сумма, составляющая ежемесячную выплату процентов, допустим, 10 тысяч рублей, минус сумма семейного прожиточного минимума и должны еще остаться средства.

А в другие ипотеки вы пробовали обращаться?

Татьяна: Пробовали. Расскажу по порядку. По объявлению в газете мы подобрали для себя квартиру в старом фонде Самары. «Сталинку» на ул. Алексея Толстого. Для покупки нужна была сумма — 1 млн 400 тысяч рублей. Семьсот тысяч рублей у нас было, столько же нужно было заемных. Затем мы подали документы в кредитный комитет Областного фонда ипотеки. Однако когда пришло время оценки, выяснилось, что в этой ипотеке старый фонд не кредитуется. Мы об этом не знали, никто нас не предупредил. А документы о своих доходах для получение кредита необходимо подавать одновременно с документами о выбранном жилье, поскольку жилье нужно выбирать до получения кредита. Нам нравилась эта квартира, и мы решили обратиться в другие банки. В «Газбанке» не рассматривают здания с деревянными перекрытиями, поскольку они работают по московской программе, а в Москве особые требования к жилым помещениям. Затем был «Росбанк», «Юниксбанк». Проблема заключалась в том, что, во-первых, в коммерческих банках сам по себе выше процент — в среднем 15%. Во-вторых, если банк идет вам на встречу, то процент увеличивается на страхование жилья. Через риэлтора мы начали искать в Москве страховую компанию, которая бы застраховала найденную нами квартиру. Нашли страховую компанию — повысился коэффициент на страховку. Затем стали обращаться в банки, с которыми данная страховая компания сотрудничает. В этих банках — повышенные требования к заемщикам. Пока месяц шла эта круговерть, хозяйка выбранной нами квартиры решила поднять цену. Мы начали искать другую квартиру. Уже «хрущевку».

Вы искали варианты по объявлениям в газетах?

Татьяна: Да. Но столкнулись с забавной ситуацией. Конечно, большинство квартир предлагают риэлторы. Однако даже если квартиру продает владелец, его объявление «перехватывает» риэлтор. Как мы с этим столкнулись? Риэлтор дала нам по телефону адрес квартиры. Мы приехали ее посмотреть и говорим хозяйке: «Хорошо, теперь будем связываться со Светланой!». «С какой Светланой?» — спрашивает она нас. «С риэлтором», — отвечаем мы. «А мы сами продаем квартиру». Вот это да…

(Продолжение истории читайте в следующем материале)

*