Печатать слитно. Газетную полиграфию объединяют в госхолдинг
Как стало известно Ъ, около 20 крупнейших государственных газетных типографий могут быть объединены в холдинг. Распоряжение о создании рабочей группы, которая будет готовить объединение, на прошлой неделе подписали главы федеральных агентств по управлению федеральным имуществом и по печати и массовым коммуникациям Валерий Назаров и Михаил Сеславинский. Издатели опасаются, что новый полиграфический холдинг будет диктовать им условия.
Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ |
Рабочая группа, создание которой одобрили Валерий Назаров и Михаил Сеславинский, должна до 15 июля «проработать вопрос об объединении функций по управлению полиграфическими предприятиями газетного профиля в рамках единой управляющей компании». Как стало известно Ъ, речь идет об объединении 20-21 типографии, в советский период входившей в единую систему «Партиздат». Среди них Санкт-Петербургский газетный комплекс, «Дальпресс» (Владивосток), «Советская Сибирь» (Новосибирск) – крупнейшие в своих регионах гостипографии. Всего, по оценкам участников рынка, в федеральной собственности находится около 30 газетных типографий.
Концепцию объединения гостипографий разработала компания «Союзполиграфпром». Ее президент Яков Соскин утверждает, что объединение типографий позволит государству получить больше средств от приватизации этих предприятий. «Сеть всегда дороже, чем одно предприятие: синергия дает резкое увеличение стоимости»,– говорит он.
Участники издательского рынка, однако, считают, что после объединения типографий образуется крупнейшая в стране полиграфическая группа, которая автоматически станет монополистом на рынке газетной печати, объем которого оценивается в $250 млн с учетом стоимости бумаги. «Для нас это один из неблагоприятных способов приватизации типографий,– говорит председатель совета директоров ИД «Ашет Филипаки Шкулев» Виктор Шкулев.– Гостипографии по-прежнему занимают значительную долю на российском рынке газетной печати – около 50%.
Однако сейчас управление этими типографиями разобщено и они не кооперируются, защищая интересы полиграфистов от издателей». Участники рынка опасаются, что у такой крупной полиграфической сети будут не только лучшие по сравнению с частными типографиями условия по закупке бумаги (ее стоимость составляет от 50% до 80% стоимости газеты), но и сильные рычаги воздействия на издателей, особенно в отдельных регионах.
По оценкам «Союзполиграфпрома», сегодняшняя стоимость всех объединяемых типографий не превышает $100 млн. «Это отражает их оценку как имущественного комплекса,– говорит господин Соскин.– При продаже с условием сохранения профиля оцениваться будет прежде всего полиграфический бизнес, и цена будет значительно ниже». По его словам, разработана программа реконструкции предприятий сети. В течение пяти-семи лет в объединенные типографии необходимо вложить ?190 млн. «На первом этапе длительностью полгода-год, после которого возможна приватизация сети, необходимо будет привлечь ?38 млн,– говорит он.– В первую очередь инвестиции будут направлены на перевод типографий на цветную печать». После первого этапа реконструкции стоимость сети типографий составит, по оценкам разработчиков концепции, $300 млн.
Однако вице-президент группы «Промсвязькапитал» по управлению медиаактивами Марина Переверзева считает предложенную схему приватизации газетных типографий менее эффективной и прозрачной, чем продажа отдельных компаний. «Но если государство выбрало такой порядок действий, то приватизация должна проходить через конкурс без создания привилегий для одного из игроков,– добавляет она.– Но в случае создания единой управляющей компании очевидно, что она получит эти привилегии». Подобные опасения есть и у других участников рынка. «Предложение объединить типографии под управлением единой компании экономически нецелесообразно,– полагает председатель совета директоров компании «Новая типография» и президент ИД «Популярная пресса» Вадим Горяинов.– А если делаются экономически нецелесообразные вещи, то возникает мысль, что они делаются в интересах ограниченного круга лиц».
Разработчик концепции и, по мнению участников издательско-полиграфического рынка, наиболее вероятный претендент на роль управляющей компании «Союзполиграфпром» отрицает какие-либо привилегии управляющей компании при приватизации. «Она будет просто получать вознаграждение от собственника,– утверждает Яков Соскин.– Сначала это будет Росимущество, потом профильный инвестор. Ни я лично, ни «Союзполиграфпром» не ставим задачи выкупить эту сеть».
ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 104/В (№ 3435) от 13.06.2006, ВТ
***